Понять сущность музыки «Энигма» не каждому по силам. Сам руководитель проекта Мишель Крету подтверждает, что никакими словами невозможно объяснить музыку, что только сама музыка может себя объяснить. Группа «Энигма» стремится в своих композициях соединить музыку и слова воедино, так как только соединенные вместе они создают определённую атмосферу и настроение.
Как все начиналось?
Выпуск первого сингла «Энигма» был сделан без ажиотажа в невыразительной обложке с реальным именем одного Дэвида Фэйрстейна. Так и было задумано изначально Мишелем Крету: всё должно быть пронизано тайной, исполнители не должны быть известны, следует просто слушать музыку. По мнению Крету, это бы исключило предвзятость суждений, и люди бы реагировали конкретно на музыку. Целью Крету было создание такого проекта, чья музыка нравилась бы (ему самому в первую очередь) и обращалась бы к мистицизму. Кроме того, он преследовал цель разрушения всех традиционных правил в музыке.
Таким образом, музыка «Энигма» - это ничего не имеющие общего с традиционной музыкой произведения с новым коллажем ритма, звуков и эмоций.
Стиль «Энигма»
В музыке «Энигма» совмещены мировые направления в музыке,а треки слиты воедино. Чисто вокальными оставлены всего несколько песен, но каждый слушателей их по-разному воспринимает: для одних первичны слова, для других – музыка любимая, звучание инструмента, тонко вплетённые в полотно альбома.
В музыке «Энигма» всё перемешано: синтезируемые музыкальные тоны обретают голоса, а звуки реального голоса преобразуются в инструментальные, ритмы же переплетаются, образуя единое целое. Звуковые узоры в исполнении «Энигма» предназначены не только для прослушивания, но и для пробуждения чувств и ощущений. Именно поэтому, следуя внутренней свободе, Крету создаёт такие произведения, уже сама работа над которыми даёт ему большое удовлетворение.
Альбомы «Энигма»
В декабре 1990 г. в Европе (а в Америке в феврале 1991 г.) группа «Энигма» выпустила первый альбом, который сразу полюбился слушателям новизной и свежестью звукового коллажа. «МСМХС а. D» получил трижды американское платиновое свидетельство и продержался пять лет на первом месте Тор200. Григорианские песнопения, на их фоне шёпот Сандры и эфирная, словно опьяняющая, музыка превращают «МСМХС а. D» в своеобразное слуховое путешествие.
«Энигма» 2 закрепила успех предыдущего альбома. Его сингл «Return to Innocence» был хитом №1 в нескольких странах и достиг апогея Тор 5 в Америке.
«Энигма»3 - итог новых исканий, проб и ошибок. Тематически этот альбом ещё сложнее и провокационнее, чем предыдущие.
По признанию Крету, здесь важно «не быть или не быть», а «почему быть»?
Лейтмотив четвёртого альбома колектива «Энигма» «The Screen Behinde The Mirror» – неподражаемая и одновременно зловещая часть оперы от Карла Орфа «Carmina Burana» «O Fortuna». Она, предваряя альбом, пронизывает его в треках неоднократно, становясь порой в центр самой композиции.
Проект «Энигма» - результат совместной работы очень талантливого творческого коллектива, где у каждого своя вполне конкретная и незаменимая роль. Убери хотя бы одного из них из композиции и нарушится то единство музыки и слова, потеряется та атмосфера, которыми так дорожил и к которым так стремился создатель проекта.
Сам Мишель Крету отзывался о своей музыке и обо всём проекте под названием «Энигма» как о законченном музыкальном проекте, который находится на другой стороне от всей прочей существующей в мире музыки. В нём присутствует ощущение тайны, которое следует оставить нетронутым предубеждениями, что неизбежно, если с этим материалом будут работать продюсеры и режиссёры.