В 2010 году St1m покинул лейбл King Ring ради самостоятельной деятельности и выпустил альбом "Октябрь".
Моя независимость на данном этапе выражается в том, что теперь я сам принимаю главные решения. Если раньше я выносил их на общий совет с Серегой, с остальными, то сейчас все зависит от меня. Понятно, что так гораздо выше ответственность, потому что за мной никто уже не стоит, а все делается на свой страх и риск. Понятно, что мы снимаем – и до этого снимали – недорогие клипы. Но сейчас я собрал свою команду Just Chill, которая именно под моим руководством, так сказать, работает. Я стараюсь все построить вокруг себя так, чтобы оно функционировало правильно, чтобы ни в чем не зависеть от лейблов, от людей с деньгами.
У меня был период год назад, когда я задумывался о том, что стоит уйти. Думаю, я еще не был готов. И если бы ушел в самостоятельное плавание, были бы совершены более серьезные ошибки, чем те, что я совершал по молодости. А сейчас такой момент, все так совпало... Я набрался опыта, что-то перенял у Сереги. Что именно? Умение держаться с людьми, строить конкретные планы и воплощать их в жизнь. У него есть одна очень ценная черта, которую я хотел бы перенять – это такая в хорошем смысле скрытность. Он умеет строить планы, но никого в них не посвящать и в общем достигать цели. Мне этого не хватает, может быть, я слишком открытый и привык со всеми делиться и налево-направо говорить. Тем более мне это было свойственно по молодости, в 17-19, как раз период альбома "Я – рэп". Сейчас я понимаю, что слишком много тогда говорил.
Мне было 18, когда в первый раз позвонил Серега и началось наше сотрудничество. Понятно, что первые год-полтора все это немного в тени происходило. Мы созванивались, я показывал новые песни. "Я – рэп" я где-то в 18 и написал. Существовал такой микстейп, который я записал в Риге. Он представлял из себя что-то около 40 отдельных куплетов замиксованных. Но после того, как Серега вышел на связь, стало ясно, что все это на другом уровне надо преподносить. Из "Я – рэп" я сделал отдельную песню, показал Сереге и он загорелся в ней поучаствовать.
Однажды Серега выслал мне минус для нового трека и спросил не против ли я, если там зачитает еще один парень. Это был ST, а песня называлась "Во даю". Встретились они, если не ошибаюсь, на афтепати "Дискомалярии": Серега предлагал состязаться во фристайлах, ну и ST вызвался – так и познакомились. Вообще это был такой золотой период, когда все шло в гору. Я жил в Киеве, мы все общались, ходили на одни и те же вечеринки с Каратами, Туманом, Лионом. Приезжали ST и SD, гостили у меня. Сейчас это вспоминается как сон далекий – жизнь насыщенная очень была. Мы постоянно что-то делали на студии, висли в магазине, в Кинг Ринг Бутике. Было движение какое-то. Мне по наивности и молодости казалось, что вот сейчас моя карьера резко пойдет вверх. Казалось, что раз мы сняли клип, то сейчас он попадет на все каналы. А дальше – первые места, концерты, гастроли, поклонники.
Проект Айвенго – это еще одна иллюстрация того, насколько Серега любит держать свои замыслы в секрете. Некоторые артисты, которых там задели, до сих пор почему-то считают, что я писал эти тексты. Нет, я их не писал, ни разу не присутствовал на записи и никакого отношения к проекту не имел.
Серега предложил сделать микстейп с американскими и немецкими хип-хоп артистами. Записали около 60 песен и хотели издавать его в России, Германии и Америке. Для каждого релиза набор треков должен был отличаться. С американскими исполнителями мы общались как через немцев, так и напрямую. На микстейпе должны были быть как официальные ремиксы, записанные с их разрешения, так и эксклюзивные треки. Это были Mims, Redman, Game, был бит от Eric Sermon – в общем, солидный список как немецких, так и американских артистов. Мы довольно быстро все записали. Это происходило в Германии, мы вместе с Серегой порой записывали по 10 песен за день, ну и все получалось довольно ярко. А вот дальше по ряду причин все забуксовало – там просто не все от нас зависело. И когда материал наконец был готов, нам стало понятно, что мы его переросли. Просто те слова, сказанные 3-4 года назад, сегодня уже совсем по-другому воспринимаются...
Когда я приехал в Германию, я окунулся в эту струю немецкого рэпа, где очень сильна баттловая составляющая. И незаметно для себя я ее перенял. В России такая стилистика не всем понятна – во многом с этим и связана реакция на "Я – рэп".
Скандальность как путь достижения п
опулярности – это палка о двух концах. Работает, конечно, но несет и много нежелательного. Если говорить о себе, то я, конечно, не отрекаюсь от сделанного – что было, то было. Сейчас мне кажется более продуктивным путь творчества: писать хорошие песни, то, что нравится. Это позволяет чувствовать себя свободнее.
Сложно оценить – понятно, что альбом "Я – рэп" дал мне большое количество новых слушателей. С другой стороны, отношение комьюнити ко мне изменилось. Я никогда не старался быть своим парнем – не живу в Москве, не в тусовке. Но после этого альбома, почему-то – почему-то! (смеется) – все стали косо смотреть. Слушатели – слушателей стало много. Сейчас, правда, многие говорят: "Почему ты больше не делаешь такую музыку?" Но я считаю, что двигаюсь правильно и "Достучаться до небес" был верным шагом, после которого появились какие-то эфиры, стало больше концертов.
История про нож в аэропорту возникла так. Мы летели не помню в какой город, опаздывали на самолет, поймали такси, торопились, бежали. А в Европе такого в аэропортах нет – чтобы прямо на входе тебя проверяли. А тут металлодетекторы и все остальное. И я понимаю, что у меня с собой куртка, в кармане которой лежит кастет. Я такого никогда с собой не носил, а тут почему-то... Набежала куча милиции. А SD зачем-то с собой взял ножик. В общем, как-то по-глупому все получилось... Когда все уладилось, я позвонил в пресс-службу, рассказать, что нас чуть не сняли с самолета. Ну и так это попало в новости в интернете, хотя это какой-то довольно глупый момент и те, кто меня знают, подтвердят, что я никогда из себя не строил гангстера.
Насколько последовательно разбивать чей-то диск в клипе, а потом идти к нему в гости в гримерку? Во-первых, лично я никакой диск не разбивал. Диск разбивали в моем клипе? Знаешь, у меня никогда не было какой-то агрессии. Лично я знаю много людей среди русских рэпперов, которые говорят о человек одно, а потом прекрасно с ним общаются, пьют пиво и так далее. Сцена такая – все любят льстить и подхалимничать. Не знаю, я на самом деле шел к своему хорошему знакомому Джигану, с которым мы нормально общались во времена альбома "Я – рэп". Который приглашал меня на день рождения, когда мы выступали в Одессе. Я шел с ним пообщаться, у меня не было мысли: "О, Тимати, удобный повод завязать знакомство", ну и подвоха какого-то я тоже не ожидал. Видимо такой я простодушный и иногда за это расплачиваюсь. Люди, которые ко мне изначально плохо относились, получили новый повод позлословить, но те, кто меня слушал, во мне вряд ли разуверились. Мне кажется, что Джиган потерял от этого намного больше – насколько я знаю, у него даже несколько концертов сорвалось. А его пресс-служба впоследствии предлагала записать совместную песню и обыграть все это как явный пиар. Зачем они это сделали и что хотели доказать? У меня никаких обид нет, считаю, жизнь все расставит по местам.
Второй мой альбом дошел до российских магазинов с большим опозданием. Получилось так: киевская компания очень оперативно выпустила релиз на Украине, а мы еще очень долго не могли подписать авторские договора с немцами для релиза на территории России. Так что в местные магазины он попал через год, при том что появился в интернете уже на следующий день после киевского релиза.
В какой-то момент мы с Серегой решили сделать подлейбл Аггробабруйск, чтобы собирать талантливых ребят. Не скажу, что это было в полном смысле слова продюсированием – я и сейчас, например, вряд ли к этому готов. Но кое-чем я мог поделиться и мне хотелось это делать. Человек я открытый и все могут сказать, что по характеру я добрый. Мне хотелось помогать, может, еще и потому, что сам я в свое время такой поддержки был лишен.
В итоге на Аггробабруйске вышел один сборник и альбом SD. С альбомом так получилось... Там тоже были свои нюансы и по выпуску, и так далее. Мне не очень хочется это комментировать. Нет, творческих разногласий не было, никто на SD не давил, он всегда делал то, что сам считал нужным. В личном плане тоже все нормально, мы друзья. Просто, так получилось. Возможно, я в тот момент взвалил на себя слишком тяжелый груз и поэтому все так получилось с этим релизом. В ближайшем будущем я не строю планов по выпуску каких-то артистов и собираюсь сконцентрироваться на своем творчестве. В дальнейшем – может быть, когда-нибудь...
Серега никогда не выступал с такой
позиции, что "я звезда, а ты..." – мы обсуждали важные решения, касавшиеся моего творчества, ну и просто по-человечески дружили. Мне нравится его последний альбом, переслушиваю некоторые песни – "Корабли" те же, или "Парнишка с улицы". Он выдержанный такой, концептуальный, и в нем есть свое настроение, что мне нравится. Эти треки не попадали ни в какие ротации, но на тот момент Сереге было, как я понимаю, все равно – он хотел выговориться, рассказать какие-то свои личные истории. Сейчас у него другие немного другие приоритеты, он другую музыку делает. И в какой-то момент мы стали расходиться в интересах и аудиториях. Думаю, ему просто надоело писать рэп, биться за мифический респект. Он двинулся в сторону, к которой тяготел изначально – то что называют спортивные частушки. Ну и мы решили, что лучше будет действовать порознь.
Я почему-то считал, что всегда буду таким рэппером с рюкзаком, который будет бороться за идею. Наверное, все такое проходят. потом приоритеты меняются. У меня это довольно резко случилось – однажды я понял, что неуютно себя чувствую в широких штанах. Но это абсолютно не сказалось на моей любви к хип-хопу.
Однажды я приехал в Киев на совместный концерт с Триадой и Ассаи. А вечером отправился на студию, чтобы записать демо нового альбома, для себя отметить какие-то минусы и плюсы. Но все делалось настолько легко и быстро, что к 9 утра у меня был "начисто" записан альбом "Октябрь". Когда ничего на тебя не давит, когда ты в свое удовольствие делаешь, все дается гораздо легче.
Альбом назван по заглавному синглу, который неплохо характеризует настроение релиза. Если смотреть со стороны технической, то занимались им – сводили и делали музыку – те же люди, что и "Достучаться до небес". Если говорить о настроении, то он отличается. Всю музыку делал DJ Smoove, автор трех треков с предыдущего альбома. Он делает такой, мне кажется, чистый хип-хоп на сэмплерной основе. Но в то же время я постарался придать ему более гладкое звучание, где-то припевы пытался петь. Он более мелодичный, но не попсовый точно. Там от силы два трека, которые потенциально где-то могли бы крутиться на радио. По тематике это мои личные истории – а рэп, думаю, и не может быть безличным.
На новом альбоме вообще нет совместных треков. Альбом – личная вещь. Раньше Макс мне подпевал в припевах, а сейчас я решил вообще все сам делать. Ну и честно говоря, вообще не слишком люблю фиты. Не хочется делить свое пространство с кем-то.
Вся жизнь состоит из сюрпризов – хороших, плохих и очень плохих. Надо стараться воспринимать все так: "Случилось – значит были причины, значит в следующий раз будешь научен". В 18-19 я был большим максималистом, стремился что-то всем доказать и пер напролом. Но когда ты упираешься в какую-то стенку непонимания, проходит год, два и начинаешь задумываться, все ли ты правильно делаешь. Может быть эти скандалы и ни к чему, а все доказывать можно собственно музыкой?