Пауза в шесть лет не то чтобы смущала поклонников «Крематория», ждавших очередного альбома. В конце концов, выходила же пластинка с ранними песнями, и концертов было предостаточно. Но, глядя на общий кризис русского рока и отдельных его звезд в частности, какие-то тяжелые предчувствия закрадывались и в отношении «Крематория».
Группа много лет играет удивительную смесь вальсов, хард-рока и городского шутовского романса. За эти годы многие пытались ей подражать, но успехом эти попытки не пользовались. Что-то такое есть в песнях и голосе Армена Григоряна, что позволяет бесстрастный голос и дурашливые тексты объединять в арт-объект такой силы…
Опять же, скрипочка. Феномен скрипки в русском роке вообще заслуживает особого изучения. Но вот так, чтобы играть вальсик с этой скрипочкой, хотя и необычный вальсик, и при этом чтобы зал стонал от восторга и драйва – тут что-то особое есть. И как видно теперь, неподвластное времени.
С другой стороны, не причислить «Крематорий» к русскому року было бы странно. В одном котле все варились. И если тексты группы не понимать, то и силы этих песен не понять. Что тоже родовая отметина на лбу нашего рока.
Русский рок или смерть
Новый альбом «Амстердам» тоже полон невероятно цепких образов. Григорян словно портреты пишет. Как положено деятелю разных искусств, вполне себе анонимные (за редким исключением) и обобщающие.
– Вы курите в зале? Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Я не курю. А если вы будете курить, то с вами непременно будет то, что произошло с девочкой Олей из моей следующей песни.
Зал «Апельсина», конечно, полон. И после этой фразы в воздух поднимаются размноженные усердием клубы табачного дыма, конечно. Ирония Армена Григоряна заканчивается там, где начинается ирония зала. У девочки Оли «В голове одна клетка, Да и та работает редко. Вот до чего дошла девочка Оля От курения и алкоголя». К тому же, Оля слушает русский рок.
Да-да, это тоже ирония. Хотя довольно язвительная. Конечно, образ-то весьма жизненный.
На все новые песни придуман оригинальный анимационный видеоряд, транслирующийся на экраны. Сразу на все песни – это впечатляет. Такой битловский Yellow Submarine по-крематорски. Образы из песен Григоряна интересно анимировать, карикатурно вырисовывать, оживлять до гипертрофированного абсурда.
– Женатые поймут следующую песню.
«Женщина-пила», пилящая своего мужа и приводящая его к хитовому запеву-размышлению «Ах, как хорошо быть женатым, И иногда быть холостым!» – тут же, с длинным носом-пилой и скалкой в руке. В зале релаксирующие улыбки. Конечно, вальс…
Кадровые вопросы
Интересно сравнивать нынешний «Крематорий» с былым, образца 1991 года или 2001 года, как угодно. Нынешний играет жестче, увереннее. Даже лирика стелется жестко. Ритм-секция не дает продохнуть, пока сброс не продиктует Григорян да не споет под 12-струнную гитарку что-то лирическо-романсово-сардоническое.
К тому же, в группе очень серьезные изменения в составе. Если скрипач Максим Гусельщиков, пришедший из группы «Юта», уже довольно хорошо знаком аудитории и принял уже непосредственное участие в записи альбома «Амстердам», то другая новость из разряда сюрпризов. Из группы в скором времени уходит гитарист Владимир Бурхель. Ориентировочно уже этой весной. По крайней мере, Армен Григорян уже приступил к поискам нового гитариста. Три года с Бурхелем, виртуозным соло-гитаристом, не прошли даром – аранжировки прониклись дымком прог-рока, а сам Бурхель всегда имел возможность вволю поиграть сольно «Полет шмеля» или что еще на душе лежало.
Вот и теперь сыграл. И «Полет шмеля», и еще много чего. И спел коронным фальцетом «Утомленное солнце». Вообще, Армен был щедр сегодня на подарки своим музыкантам. Дал возможность блеснуть и Максиму Гусельщикову – все-таки это первая презентация с его участием. Непривычно коротко обстриженный Гусельщиков сыграл сольно ирландскую джигу, и настолько задорно и драйвово, что заставил подхлопать себе зал, поначалу явно ошеломленный таким напором. Будем считать, что «прописался».
Ромео и Дездемона
Сюрпризов хватало. Ну когда же можно было услышать плейбек на живом концерте «Крематория»? А теперь, пожалуйста, разудалый «Голый Парад» – и плейбеком идут ударные и духовые. Барабанщик же стоит на авансцене, машет довольно руками и кричит за весь советский народ раскатистое «Ур-р-р-ра-а-а-а!».
Перед выходом струнной группы п/у Олега Трояновского лидер «Крематория» сообщил присутствующим свои обобщения на тему собрания сочинений Шекспира:
– Все семейные пары начинают как Ромео и Джульетта, а заканчивают как Отелло и Дездемона…
Отчего-то сразу вспомнился Григорий Горин с его сакраментальным тезисом: «Помнишь, когда мы встретились с Шекспиром, он сказал: все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного...» Конечно, Мюнхгаузен не мог не продолжить мысль: «Препятствия любви только усиливают ее». Армен Григорян тоже в широкополой шляпе, но так бы продолжать не стал. Потому что он продолжил вот как:
Если не брать во внимание
Грех прелюбодеяния,
То были б мы с тобою, как Ромео и Джульетта!
Меньше пафоса и больше жизни. Максимально бесстрастным голосом. И под струнную группу, конечно.
Неизменное появление живого «Кондратия», он же талисман группы Александр Кондратьев, ознаменовало окончание презентации нового альбома и начало исполнения хитов. Об этом писать совсем неинтересно, кроме того, что все принималось, как минимум, восторженно, а весь концерт продолжался два с половиной часа.
Теперь можно гадать, сколько песен из «Амстердама» появится в радиоэфирах и сколько останется в плей-листах будущих концертов. Группа свое дело сделала.
– Этого альбома могло не быть. Но были люди, которые подталкивали меня. Говорили, что пора уж записать новый альбом. В их числе – Кондратий и многие из вас. Появились новые песни, и мы записали. Но какая же все-таки радость, когда ты можешь выпускать альбомы, когда тебе есть, что сказать. И молчать, когда говорить не хочется. Правда?
В ответ раздались бурные овации.