Всеукраинский концертный тур, в который он отправился вместе с друзьями - группой "Братья Карамазовы", приурочен празднованию 1020-летия Крещения Руси.
Лидер ДДТ в интервью рассказал о доброте и варварском национализме украинцев, "обрядоверии" и возвращении к феодализму, а также почему на свой день рождения просил подарить ему "шмайсер" и отправил сына служить в Балтфлот.
"Мы попробуем искусство объединить со словом, которое будут произносить священнослужители", - отметил Международной организации "День крещения Руси" Юрий Молчанов. По его словам, главная цель тура - в очередной раз подчеркнуть единство исторических и духовных корней славян, и тот факт, что произошедшее 1020 лет назад, по сути, положило начало государственному образованию тех стран, который мы сегодня знаем как Украину, Россию, Беларусь.
Тур стартовал 29 апреля в Житомире, а последний концерт пройдет 26 июля в Киеве. Музыканты выступят в Ровно, Луцке, Львовская площадь аплодировала Шевчуку(ДДТ), Братья Карамазовы и ДДТ дали концерт в Ужгороде (ФОТО), Черновцах, Тернополе, Хмельницком, Виннице, Днепропетровске, Запорожье, Донецке, Луганске, Харькове, Полтаве, Сумах, Чернигове, Севастополе, Симферополе, Херсоне, Николаеве, Одессе, Кировограде, Черкассах, В Ивано-Франковск не пустили ДДТ, обозвав их идиотами. Концерты открываются видеообращением митрополита Владимира и приветствиями правящих архиереев, а на больших мониторах зрители могут посмотреть фильм об истории Крещения Руси, основанный на летописи святого Димитрия Ростовского.
- Юрий Юлианович, как вас принимает Украина?
- Хорошо, народу много. Знаете, все по-доброму, причем настолько, что те, кто к нам негативно относится - просто молчат. Ну нечего им сказать. Мы сколько ездим, поражает, насколько у вас люди добрые, подобрее, чем в России. Поражает ваше отношение к земле. Въезжаешь в город или село - видишь распятие. А ваш поминальный день - все люди на кладбищах, это поразительно. Просто чудо. В России это есть, но в гораздо меньшем объеме, больше мусора. Все таки в России коммунизм очень сильно повлиял на наше коллективное бессознательное. Сильнее разрушил личность и древние родовые связи с предками, с землей. Но моя родина - Россия, и ее приходится любить, такой уродиной, какая она есть.
- Как вас принимали во Львове? Там ведь не очень любят русскоязычных исполнителей?
- Это был один из лучших наших концертов. Вообще, это ведь даже не тур, это путешествие, в котором мы говорим, что человек - это не только материальное. Что если ты купишь 150 холодильников, все равно счастлив не будешь. Наш Андрей Кураев хорошо говорит: что лучше море или стакан воды? Море? Нет, стакан воды, потому что ты сможешь напоить им друга. Так и добро во вселенной.
- В 2004 году вы были у нас на Майдане и высказывали свое восхищение людьми. А теперь говорите, что не одобряете Оранжевой революции? Что изменилось?
- Тогда на Майдане был взрыв духа. Я специально приезжал в Киев, чтобы посмотреть. Разговаривал с сине-белыми, с оранжевыми, сделал какие-то свои выводы. И в какой-то момент, через три дня мне очень захотелось выступить на Майдане и сказать: "Да здравствует дружба двух великих народов - российского и украинского!". Я свою миссию выполнил и очень этому рад. У нас было то же самое в 1991 году на баррикадах. Однако прекраснейшее зрелище с Майдана закончилось абсолютно варварским национализмом. А эти лозунги - "Украина для украинцев". Ну что это за кошмар? Возьмите Канаду, где говорят по-английски и по-французски и все счастливы. Меня это очень расстраивает.
Однако революции делают одни, а пользуются их благами другие, и в результате все места уже поделены между олигархами, и закручиваются все гайки. Наступает тоталитаризм - в общем, жопа полная, так же и в Украине. Я уже говорил. В связи с последними событиями я прихожу к выводу, что опять начался феодализм и разделение на "свой" и "чужой". В том числе и в отношении к другим национальностям. Ты не украинец, значит ты чужой. У вас тут Восток и Запад, раздел страшный, потому что люди абсолютно разные - в Донецке, Луганске это один народ, а на западе Украины совершенно другой, разные культуры, и даже верования.
- Ваш тур посвящен Крещению Руси. Насколько, на ваш взгляд, тема православия актуальна в Украине?
- Конечно, актуальна. Есть такое старое русское слово "обрядоверие" - это когда люди ходят с плакатами туда сюда, а что на плакатах - и не знают. Это еще пошло с Октавиана Августа, который издал указ воинам в день его рождения выходить на окраины Рима с плакатами в его честь. Можно было думать о нем все что угодно, но с плакатами ходить обязательно. Так что этой традиции уже 2000 лет! Так же и с верующими людьми. В том числе и в Украине. Отстояли со свечкой - и поехали на бандитскую стрелку. А ведь человек - это храм Божий, у него есть душа и дух. Это главное.
- Вы говорили, что настоящей музыки сегодня нет в телевизионном эфире. А где она? Что это за музыка, кто ее исполняет?
- На телевидении разве музыка? Это больше похоже на раскрашенные ритмические картинки. Комиксы с пляшущими человечками. Настоящая музыка - это живое, это джаз, это рок, это этническая, симфоническая музыка. Настоящая музыка - несовершенна, она дышит, она живая, а попса - это музыка совершенная, она совершенно идеальная, выверенная на компьютере. И такое совершенство удручающе действует на психику.
- Для чего идет засилие попсы? Чтобы превратить людей в быдло?
- Ну конечно. Я вижу в этом государственную политику. И серые мозги наших замечательных акул шоу-бизнеса, промоутеров. Серость - она нахрапистая, мощная и сильная, беспринципная и даже может, если нужно, вылизать лицо языком через задний проход. Они меняют образ гармонии и красоты в пользу пластмассовых, надоедливых, гламурных героев комиксов. Но это происходит не только у нас, а во всем мире. Когда я приехал во Францию, был в шоке, спрашивал: что это, где ваша замечательная музыка? И мне сказали: она закончилась 10 лет назад, кругом один рэп и техно. И этот негритянский рэп будет везде. Скоро все будет одинаково. Глобализация это, ребята.
- Как-то прозвучало, что от рока оставили только оболочку, внутренности которой такие же гнилые, как и у "попсы". И их свет никуда не зовет. А куда зовет свет вашего нового альбома?
- Новый альбом только в мыслях. Хотелось бы нового звучания группы, чтобы человек в нем человека увидел. О внутренней свободе - это очень важно. Важно думать своей башкой и не ходить в стаде, не быть в рабстве. Он будет очень индивидуалистичен. Я тут недавно стишок написал: "И хоть мучит меня бессилье, Я мыслью един с Россией, Я пространство люблю не хором, Импонирую частным взорам Ведь ты тоже индивидуалист, Питер. И мы кладем на них всех с прибором". Но индивидуалист - это не значит, что он к идущему рядом относится вульгарно. Ни в коем случае. Он уважает индивидуальность.
- Вы сказали, что фраза "Я тебя люблю" глупо звучит в наше время. Почему?
- Конечно, "Я хочу тебя" - циничнее и точнее. Но это же неправильно! Хотелось бы, чтобы каждый попытался открыть в себе ребенка - наивного, честного и доброго. Вспомнить о тех временах, когда ты искренне верил, что девушка - это красиво. И что это не есть всего лишь тело и предмет для удовольствия. А иначе мы не выживем.
- Как отпраздновали свой день рождения 16 мая?
- В тот день у меня был концерт в Днепропетровске. Мне позвонили друзья и спросили, чего я хочу. Я задумался (смеется). Первая мысль была шмайсер (автомат - Авт.) - шутка, а вторая - у меня сломалась гитара, на концерте в Ужгороде замучился просто. Она - моя подруга с 1991 года. Я ее мастеру одному отдал, чтоб починил. Теперь, когда приеду, я его прибью, образно говоря. Я не агрессор, но поругаюсь обязательно. Вообще я к дням рождения спокойно отношусь. Праздник должен быть в душе, а что даты? Может я живу гораздо дольше, чем написано в паспорте? Время - вещь очень интересная, оно может замедлятся и расширятся. Особенно, во время опасности?
- Читала, что сына Петра вы воспитывали сами. Когда вы успевали?
- Я вдовец. А воспитание было очень простое. Мы все время читали с ним классическую литературу: Толстого, Достоевского, Цветаеву, Ахматову. Именно вдвоем, вслух, у печки на даче. И все школьные каникулы я старался не работать, а проводить с ним. Он вырос абсолютным гуманитарием. Поэтому, когда в армию его определили в морскую пехоту, в Балтийский флот, ему было сложно. И мне тоже. Но все в порядке, он уже уверенно идет на дембель. Служба была жесткая, никаких поблажек. Я ему говорил: смотри, ты отслужишь два года и будешь людям совершенно спокойно в глаза смотреть. Там видно, как мальчик становится мужчиной. Это очень красиво. Правда.
- А кем же он хочет стать?
- Он сейчас очень мучается. Мы созваниваемся. Он стоит в карауле и имеет моду мне звонить каждый раз. "Ночь в карауле, страшно, папа, что делать?" Но я его утешаю: смотри, сынок, больше у тебя такого пространства и времени не будет. Он мне недавно сказал, что хочет стать журналистом, что будет правду писать. А я ему: сынок, кто ж ее будет печатать?
БОЕЦ, ИЗГОЙ И ОДИНОЧКА. Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области. В 13 лет переехал с родителями в столицу Башкирии Уфу. Окончил художественно-графическое отделение Уфимского пединститута, потом несколько лет преподавал рисование в сельских школах.
В 1980-м стал одним из организаторов группы "ДДТ", чуть позже - ее лидером. Весной 1982 года "ДДТ" приняли участие в конкурсе "Золотой камертон", и стали его лауреатами, с чего и началось восхождение группы на рок-олимп. Вся его жизнь - из парадоксов, войн и противостояний.
Маленький Юра с дедушкой, Акрамом Гареевым. Он читает Коран. Юру ставят на колени, и он послушно повторяет за дедом: "Аллах акбар!" Спустя почти 40 лет - Моздок, ночь. Выложенные рядами, брошенные в грязь, лежат трупы русских солдат. Их убили люди, которые, отправляясь в бой, кричали: "Аллах акбар!" Юрий Юлианович Шевчук - единственный крещеный православный на этом импровизированном кладбище. Когда-то он долго думал, что выбрать - ислам или христианство. И вот теперь он начинает отпевать солдат. Много часов подряд.
Как говорят его близкие друзья, он любит ездить на всевозможные войны именно потому, что там все ясно - здесь свои, там враги. Должно быть, потому же Шевчук любит драться. О его пьяных побоищах с Кинчевым ходят легенды. Еще он обещал набить морду Николаю Фоменко (уже никто не помнит, за что), но так и не собрался. А рок-журналисту Сергею Гурьеву, который написал, что творчество лидера "ДДТ" - имитация искренности, Шевчук на полном серьезе предлагал дуэль с правом выбора оружия Гурьевым. Журналист отшутился, предложив в шахматы по интернету.
Шевчук, несмотря на всю его популярность, в душе так и остался изгоем, одиночкой, бойцовой собакой. Не случайно, отвечая сегодня на вопросы о музыкальных пристрастиях, он называет самые скандальные, одиозные, нонконформистские имена - Егор Летов и Земфира. В какой-то степени они действительно одной крови. Одиночки, стоящие в углу ринга, которым уже не важно, победят они или проиграют.
О личной жизни Юрия Шевчука известно мало. "Ребята, не надо лезть ко мне в душу", - на корню пресекает разговоры на подобные темы музыкант. Его личная история больше похожа на легенду.
У девушек он всегда пользовался успехом. У него всегда водились деньги. - с 8 класса Юрий зарабатывал деньги сам, разгружал вагоны. Со своей будущей женой, Эльмирой Бикбовой, они жили рядом, только дорогу перейти. Юра был старше на 10 лет. Познакомили их общие друзья. В 80-х песни Шевчука распевала вся уфимская молодежь. А юная Бикбова готовилась поступать в театральный. На 18-летие Юра подарил любимой огромный букет роз. Свадьба была скромной, даже платье одолжили у подруги. Сына назвали в честь Петра Первого.
Болезнь подкралась к Эльмире незаметно. Сначала просто болела голова. А накануне 1992 года она неожиданно собралась в Петербург, решив обязательно встретить Новый год с Юрой. За полчаса до отхода поезда Эля собрала вещи, вызвала такси, укутала ребенка и, несмотря на протесты матери, умчалась на вокзал. Новый год Эля встретила в "скорой" с диагнозом "рак". Ни операция, ни химиотерапия не помогли.
В 35 лет став вдовцом, Шевчук несколько месяцев прятался в деревне, никого не хотел видеть. Его мать, Фания Акрамовна, бросив все, приехала ухаживать за маленьким Петей. Да так и осталась. Друзья считают, что не женился Шевчук, чтобы не обидеть осиротевшего сына.