Фильм «Игла. Ремикс» не станет продолжением истории, рассказанной в «Игле», но развернет события до и после сюжета «Иглы», - сообщил режиссер Рашид Нугманов. Замены Виктору Цою не будет.
- Всех интересует, почему «ремикс», - улыбается на пресс-конференции в рамках Московского кинофестиваля Рашид Нугманов.
– Дело в том, что я всегда мечтал выпустить фильм «Игла» в хорошем качестве. Он выходил на VHS, потом на DVD, – и это был некачественный продукт, а мне было больно за «Иглу». Я провел серию переговоров с «Казахфильмом», и получил от него добро и права, чтобы выпустить этот фильм в высоком качестве.
Поступали предложения выпустить «Иглу» в повторный прокат – ведь личность Виктора Цоя по-прежнему волнует, его любят и помнят. Но мне хотелось адаптировать фильм к XXI веку. Честно говоря, я надеялся, что рабочие материалы «Иглы» сохранились на «Казахфильме», ведь в первоначальном черновом варианте монтажа фильм длился более двух часов. Но они оказались уничтожены. В музыке есть ремиксы. Никто не мешает применить эту формулу к кинематографу! Весь киномир перешел на нелинейный монтаж. Чем это не ремикс? Конечно, для ремикса мне понадобился оригинальный материал…
Рашид Нугманов рассказал, что он использовал три источника материалов для нового фильма. Поскольку было решено, что никто играть Цоя не будет, и в фильме останется сам Цой, Нугманов использовал в фильме материал, снятый им с Виктором Цоем еще до съемок «Иглы». Вторым источником материалов стали досъемки с участием Петра Мамонова, Александра Баширова, Марины Смирновой и новых героев. В третьих, использовалась компьютерная графика в духе кинокомиксов Тарантино и Родригеса.
- Мне важно было сделать классическую драматургическую историю. Никакого римейка я не снимал, и это не «Игла-2», как ошибочно многие подумали. Это материал, снятый сегодня. Звукоряд в фильме полностью новый! Для меня звук составляет 50% ценности любого кинопроизведения. И я знал, что в фильме будет много музыки. Я всегда поддерживал контакты со всеми музыкантами «Кино», мы регулярно созванивались, хотя жил я в другой стране. И вот мы собрались, чтобы прописать треки заново. Георгий Гурьянов посоветовал мне талантливого электронщика Игоря Вдовина. Он проделал большой труд для того, чтобы песни «Кино» зазвучали современно, и голос Цоя был в новых версиях органичен. Вторая музыкальная линия, которая развита в фильме – тема Баширова. В «Игле» мы иллюстрировали его ретро-музыкой – Магомаевым и т.д. Теперь эту линию взяли на себя серф-рок проект Messer Chups. Они составили трагикомический контрапункт с музыкой «Кино», на мой взгляд.
Петр Мамонов о Викторе Цое и фильме «Игла Ремикс» :
Игорь Тихомиров нашел мультитреки песен «Кино», где отдельно были записаны партии барабанов, гитары и голоса. В качестве звукорежиссера картины он синхронизировал, убрал все искажения и почистил старые записи. Игорь Тихомиров, Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян впервые за 20 лет собрались вместе, чтобы, бережно сохранив костяк, наиграть новые партии. Получилось обновленных 17 треков. И возможно, они дадут жизнь новому перевыпуску песен «Кино».
В сценах, где участвует Петр Мамонов, остались свойственные его образу «японские» звуки, но и там появилось много новой музыки. - Ну что сказать? Как я отношусь? Отношусь хорошо, - сардонически улыбается Петр Мамонов. - Тут у меня одна мотивация: «И чувства добрые я лирой пробуждал». Мне кажется, что песни Виктора остались живы до сего дня. Очень радостно, что мы Виктора опять увидим на экране, и те, кто его не видел на экране – увидит его. Думаю, это главное в проекте, да простит меня мудрый талантливый Рашид! Если от этого кино будет кому-то хорошо – будет здорово. Интересная история произошла с песней Цоя «Дети минут». Текст был сочинен Виктором в 80-е, однако ни разу не исполнялся. Цой подарил текст басисту «Звуков Му» Александру Липницкому, тот сохранил и передал копию Рашиду Нугманову. У того появилась идея задействовать песню в съемках новой «Иглы», и спеть ее Нугманов попросил Вячеслава Бутусова, с которым играет последние годы Юрий Каспарян. Так появилась песн «Дети минут», которая полностью войдет в фильм «Игла. Ремикс».
Продюсер фильма Бахт Ниязов сообщил, что действие фильма происходит в Алма-Ате. И для казахского народа это возможность отдать должное Виктору Цою, потому «Игла» для Казахстана, как «17 мгновений весны» для России, а Цой – культовый герой Казахстана. – У Бога любимых нет, - призадумался Петр Мамонов, и указал вверх. - Цой там, он нишу свою занял. Живы мы или нет, это не важно. Важно, излучаем ли мы добро. Вот и вся ниша. Виктор умер, время прошло – и опять какая-то волна взлета интереса. Видно, что-то там за гробом произошло, чтобы все так снова произошло. Молодые люди слушают его… В русской музыке полдела – это тексты. У нас меньше западного, сугубо музыкального, подхода. Виктор – сильный поэт, а поэзия - в веках живет. – Я познакомился с музыкой Виктора в 1982 году, слушая «квартирники» на записях ужасного качества, - вспомнил Рашид Нугманов. - Когда я впервые увидел Цоя, то сразу понял, что он прирожденный актер - не «актерствованием», а органичностью. Через короткий промежуток после встречи я предложил ему главную роль в картине «Король брода», но не сложилось.
А потом он сыграл в короткометражке «Йя-Хха», фильм получил приз Тарковского, еще какие-то призы, о нем заговорили. Когда я вернулся домой в Алма-Ату в отпуск, мне предложили доснять уже начатые съемки «Иглы». Я поставил условия – самому менять сценарий и приглашать нужных мне людей. Моя наглость сработала, и мне разрешили. Я позвонил Цою, Мамонову, Баширову – и мы быстро сделали картину. Цой даже не читал сценария, согласился сразу. После «Иглы» мне задавали множество вопросов – а что это, а что то. Я попытался ответить на все эти вопросы в новом фильме. Возможно, мои ответы родят новые вопросы и новую недосказанность, но это нормально.
- А у меня там есть некоторая «досказанность» – я читаю там целую лекцию про вред алкоголя, - с серьезным видом возражает Мамонов. - Я полностью все рассказываю – и как пить, и как выходить из похмелья. Монолог минут на 15. Не знаю, сколько режиссер оставил в итоге, но я все досказал! – Оставили самое главное, - успокоил его Нугманов. - А полностью монолог выйдет бонусом к изданию фильма. – А еще хочу всех заинтриговать! – завершил разговор продюсер Бахт Ниязов. - У нас в фильме очень жизнерадостный конец. Не поверите, но это так! На экраны фильм планируется к выходу 16 сентября. Позднее осенью выйдет саундтрек к картине.