Источник фото: www.lastfm.ru
Верховный суд Германии принял сторону группы «Kraftwerk» по делу о нарушении авторских прав, ответчиками в котором стали продюсеры Мартин Хаас и Мозес Пельхам.
Истцы обвинял Хааса и Пельхама в том, что они не санкционировано использовали фрагмент песни «Kraftwerk» 1977 года «Metall auf Metall». Этот кусок композиции был услышан ими в треке «Nur Mir» рэп-певицы Сабрины Сетлюр 1997 года.
«Kraftwerk» подали иск в суд еще в 2000 году, рассмотрение их дела тянулось все эти годы, и вот, наконец, было принято особое судебное решение. Оно гласит, что использование сэмплов, согласно законодательству, которые мало отличаются от первоисточника, возможно только в случаях, когда новый исполнитель не мог бы воссоздать данный эффект самостоятельно. После целого ряда демонстраций, во время которых эксперты бряцали кусками металла, используя сэмплер «Akai» 1996 г. выпуска, суд сделал вывод, что Пельхам и Хаас могли самостоятельно создать сэмпл, а значит, использование ими части песни «Kraftwetrk» незаконно.
И тем не менее, тяжба между сторонами продолжается. Адвокат продюсеров Удо Корнммайер считает, что решение суда нарушает 5 статью Конституции ФРГ, которая гарантирует свободу самовыражения, в том числе и право художника быть «вдохновленным любым общедоступным источником без ограничений». Это означает, что дело «Kraftwerk» против Пельхама и Хааса», возможно, будет заслушано в высшей судебной инстанции ФРГ — Конституционном суде.
Адвокат выражает опасение, что вердикт суда, защищая виды электронной музыки, основанные на сэмплировании, может оказывать негативное влияние на другие виды искусства, берущие за основу чужие произведения, такие, как коллаж либо сатирическая литература и публицистика.