Kraftwerk занимают особое место в музыкальной летописи 20-го века.
Эту германскую группу заслуженно ставят в один ряд с Элвисом Пресли и Beatles – учитывая ее монументальный вклад в развитие современной музыки. С деятельностью Kraftwerk связана целая эпоха, целый пласт музыкальной культуры. Они первыми начали играть полностью электронную музыку, первыми среди музыкантов использовали секвенсор и вокодер и стали авторами первого электронного хита. Они первыми выступили против культа рок- и поп-звезд, скрывшись под личиной бездушных манекенов и сведя на нет все попытки вторжения в свою личную жизнь – чтобы заставить публику сосредоточиться на музыке и не позволять ей отвлекаться на другие мелочи.
Их творчество произвело ошеломляющий эффект на современников и последующие поколения музыкантов, дав мощнейший толчок развитию электронной сцены. Дэвид Боуи и Duran Duran, Depeche Mode и Joy Division, Африка Бамбаата и Мадонна, Art Of Noise и Chemical Brothers – все эти артисты и группы (в числе многих других) испытали на себе влияние революционных идей Kraftwerk, развив и дополнив их в меру собственных возможностей. Без Kraftwerk современная сцена выглядела бы совершенно по-другому – без хип-хопа и рейва, без детройтского техно и чикагского хауса, без новой волны и такого модного ныне дэнс-панка. Ощутили масштаб? Вашему вниманию подборка фактов об одной из величайших групп прошлого столетия – по одному на каждый год ее существования плюс парочка в качестве аванса. Итак, по порядку…
Факт 1. В переводе с немецкого название группы означает не что иное как «Электростанция». Группу создали в 1970-м году два студента Дюссельдорфской консерватории – Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер. За время существования группы через нее прошло более десятка музыкантов, но тандем отцов-основателей остается нерушимым до сих пор.
Факт 2. При всей текучести кадров в истории Kraftwerk принято выделять два «классических» состава группы. Первый (продержавшийся с 1974-го по 1981-й) включал в себя Хюттера, Шнайдера, Вольфганта Флюра и Карла Бартоса (оба - барабаны, перкуссия). Этим составом записаны четыре альбома группы – «Radio-Activity», «Trans Europe Express», «The Man-Machine» и «Computer World». Вторая стабильная «версия» Kraftwerk образовалась в 1991-м году, когда к дуэту основателей присоединились Фриц Хильберт и Хеннинг Шмидт. В таком виде группа существует и по сей день.
Факт 3. Первые два альбома Kraftwerk – «Kraftwerk 1» и «Kraftwerk 2» - трудно назвать музыкой в обычном понимании этого слова. На этих альбомах музыканты отдавали предпочтение экспериментам со звуком, создавая полотна малокомфортного шума. Только на третьем альбоме «Ralf und Florian» музыканты наконец продемонстрировали свой талант мелодистов. Стоит также отметить, что «Kraftwerk 1» и «Kraftwerk 2» - полностью инструментальные альбомы группы, записанные с использованием традиционных инструментов – гитары, ударных, баса, электрического органа, флейты и скрипки. Звучание которых затем подвергалось специальной обработке. «Ralf und Florian» записан преимущественно с использованием синтезаторов и драм-машины.
Факт 4. Kraftwerk стали первыми музыкантами, использовавшими в своем творчестве вокодер – характерный металлизированный голос стал впоследствии фирменной составляющей их саунда. Изначально это устройство было создано для передачи голоса в телефонии. Вопреки распространенному мнению, вокодер не преобразовывает голосовой сигнал, а полностью синтезирует его при помощи генераторов сигналов и шумов и системы частотных фильтров. Вместо собственно голоса по телефонным линиям передаются лишь значения его определенных параметров, позволяющие получить на выходе сигнал, моделирующий индивидуальные особенности человеческой речи. Впервые Kraftwerk применили вокодер при записи альбома «Ralf und Florian» (1973). Вокодер использован в таких песнях Kraftwerk как «The Robots», «Autobahn» и «Die Stimme der Energie».
Факт 5. Отпочковавшиеся от группы в процессе записи ее второго альбома «Kraftwerk 2» гитарист Майкл Ротер и барабанщик Клаус Дингер позже создали группу Neu!, ставшую одной из ударных сил краут-рока в середине 70-х. Кстати, вышеуказанный диск стал единственным в дискографии Kraftwerk, записанным без участия Ральфа Хюттера – музыкант временно покинул группу ради завершения образования.
Факт 6. Последним альбомом Kraftwerk, в записи которого использовались живые инструменты – гитара и флейта – стал концептуальный «Autobahn» (1974). Все последующие релизы музыкантов были исключительно «синтетическими».
Факт 7. Как раз благодаря «Autobahn» и случился прорыв Kraftwerk на мировую сцену. Титульная композиция с альбома длительностью около 22 минут попала в Топ-10 США и Великобритании – правда, в отредактированном виде. Можно лишь догадываться, какого труда стоило музыкантам урезать песню до «форматной» длительности, чтобы не разрушить при этом ее структуру. Но не согласись они на это, международная общественность могла и не узнать о группе. Благодаря успеху сингла сам альбом, включавший в себя всего 5 композиций, попал в американский Топ-40.
Факт 8. Композиция «Autobahn», начинающаяся со звука захлопывающейся автомобильной дверцы, представляет собой своеобразный звуковой отчет о пробеге по автобану – с шорохом шин, гудками клаксонов и шумом проносящихся мимо автомобилей. Все эти звуки созданы в студии электронными средствами.
Факт 9. Подобную концепцию адаптировала и титульная композиция с альбома «Trans Europe Express» - творческое переложение впечатлений от поездки поезде на музыкальный язык. Под аккомпанемент синтетического перестука колес Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер декламируют названия станций, которые проезжает их «Экспресс». «Мы путешествуем от станции к станции, чтобы вернуться назад в Дюссельдорф, где можно встретить Игги Попа и Дэвида Боуи», - гласит строка в этой песне. Позже Дэвид Боуи воздаст дань своим кумирам, записав альбом под названием «Station To Station». Его берлинская трилогия – «Low», «Heroes» и «Lodger» - также появилась под впечатлением от творчества Kraftwerk.
Факт 10. Ральф Хюттер всегда называл себя большим поклонником американских серф-рокеров Beach Boys и признавал, что Kraftwerk писали свой «Autobahn» под впечатлением от их творчества. «Музыка Beach Boys прочно ассоциировалась с Калифорнией, а мы хотели сочинять музыку, которая ассоциировалась бы с Германией», - заявил как-то музыкант.
Факт 11. Начиная с «Trans Europe Express» (1977) все релизы Kraftwerk выпускались в двух языковых версиях – немецкой и английской. Кроме альбома «Tour De France Soundtracks» (2003), который имел единственный – франкоязычный вариант.
Факт 12. Первым в истории музыки электронным синглом, добравшимся до вершины чартов, стала композиция «The Model» с альбома «The Man-Machine». В 1982-м году песня возглавила хит-парад Великобритании.
Факт 13. На обложке альбома «The Man-Machine» (1978) – первого в традиционном понимании «песенного» альбома Kraftwerk – размещены четыре версии названия: на английском, немецком, французском и русском. Русская фраза «Я твой слуга, я твой работник» звучит рефреном в треке «The Robots».
Факт 14. Альбом «Radio-Activity» (1975) открывает слово «radioactivity» в кодировке азбуки Морзе.
Факт 15. Kraftwerk редко позволяли сэмплировать свою музыку и никогда не писали песни под заказ. За исключением одного случая. В декабре 1999 года Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер выпустили трехсекундный джингл «Expo 2000», заглавную тему для European Business Conference Expo 2000, которая проходила в Ганновере. Выяснилось, что за эту работу музыканты получили 400 тысяч немецких марок. Этот сугубо коммерческий ход не нашел понимания у поклонников группы, обвинивших музыкантов в продажности. В полемику, развернувшуюся на страницах прессы, включился даже канцлер Германии Герхард Шредер. Директор выставки Биргит Брюель встала на защиту музыкантов, назвав их работу «впечатляющей арт-продукцией». Развернутая версия «Expo 2000» вошла на компиляцию, выпущенную в 2000-м и включившую в себя ремиксы на старые треки, сделанные Orbital, Франсуа Кеворкяном, Робом Райвсом, Underground Resistance и другими музыкантами.
Факт 16. Среди музыкантов, признававших на себе влияние творчества Krafwerk, можно упомянуть Гэри Ньюмена (Tubeway Army), Orchestral Manoeuvres In The Dark, Human League, Depeche Mode, Devo, Joy Division, Yellow Magic Orchestra, New Order, Джорджио Мородер, Front 242, Cabaret Voltaire, Art Of Noise, Yello, Ultravox и т.д. и т.п.
Факт 17. В 1982-м году пионер хип-хопа Африка Бамбаата записал революционный сингл «Planet Rock», использовав сэмплы из двух песен Kraftwerk – «Trans Europe Express» и «Numbers» (из альбома 1981-го года «Computer World»). Африка Бамбаата стал главным популяризатором идей Kraftwerk в рэп-коммуне. Рэповская читка под электронный саунд положила начало новому музыкальному направлению – синтетическому электро-попу. Надо отметить, что Бамбаата сэмплировал Kraftwerk без спроса, что весьма не понравилось «донорам». Музыканты подали судебный иск против рэппера и выиграли дело.
Факт 18. Kraftwerk были едва ли не самой законспирированной группой всех времен и народов. По слухам, у них никогда не было почтового ящика для приема корреспонденции. Связь с внешним миром осуществлялась исключительно через их юриста. Из-за этой законспирированности сорвалось немало возможных коллабораций: с Kraftwerk мечтали посотрудничать Майкл Джексон, Элтон Джон Дэвид Боуи и многие другие.
Факт 19. Студия Kraftwerk в Дюссельдорфе носит название Kling Klang. Музыканты сохраняют в тайне ее месторасположение и не принимают в ней гостей. Любопытную историю поведал экс-гитарист The Smiths Джонни Марр, в свое время получивший возможность пообщаться с Карлом Бартосом. Оказывается, студийный телефон Kraftwerk лишен системы оповещения – музыканты терпеть не могут, когда и мешают работать. Поэтому звонить им можно лишь в строго установленное время – и надеяться, что как раз в этот момент кому-нибудь придет идея снять трубку. Нечего и говорить, что этот «телефонный» график знают лишь самые близкие люди.
Факт 20. Вокалист Coldplay Крис Мартин однажды рассказал, с каким трудностями пришлось столкнуться его группе, чтобы заполучить согласие музыкантов Kraftwerk на использование сэмпла из «Computer Love» в песне «Talk» с альбома «X&Y» (2005). Рокеры долго пытались добиться благосклонности немцев, пока Крису не пришла в голову идея написать от руки письмо с элементарными фразами на немецком, в котором заключалась слезная просьба не отказывать «маленькой английской группе». Через некоторое время Мартин получил от менеджера Kraftwerk ответное письмо с одним лишь словом – «Да». Также написанным от руки
Факт 21. Турне в поддержку альбома «Computer World» (1991) должно было стать масштабнейшими гастролями в карьере группы. Однако случилось по-другому: музыкантам пришлось отказаться от части концертов, поскольку транспортировка их аналогового оборудования обходилась слишком дорого – да и не через каждую границу их можно было транспортировать. Проблемы на таможне возникали и с перевозимыми в коробках манекенами, которые использовали для своих шоу Kraftwerk.
Факт 22. В рамках этого тура Kraftwerk начали активно использовать визуальные эффекты - слайды и видеокадры, синхронизированные с музыкой. На время исполнения «The Robots» музыканты покидали сцену и их место занимали механизированные роботы. Музыканты впервые начали использовать манекены как элемент своих шоу в 1981-м году, иллюстрируя таким образом свою идею группы как лаборатории по производству звуков.
Факт 23. Обложка переизданного в 1999-м году сингла «Tour De France» несколько отличалась от оригинальной – отсутствием изображений Флюра и Бартоса, к тому моменту покинувших группу.
Факт 24. После ухода из Kraftwerk Вольфганг Флюр занялся продюсированием. Одна из самых известных его работ в этом качестве – альбом Mouse On Mars «Iaora Tahiti» (1995). В 1999-м году он выпустил книгу о своих годах в Kraftwerk «I Was A Robot».
Факт 25. Композиции Kraftwerk перепевали многие музыканты. В ходе своего тура 2007-го года Duran Duran исполняли «Showroom Dummies». Румынские авангардисты Balanescu Quartet в 1992-м году выпустили диск кавер-версий песен Kraftwerk «Possessed», записанный с использованием классических инструментов.
Факт 26. Наиболее популярным объектом перепевок является песня «The Model», посвященная популярной в 70-х французской певице и актрисе Аманде Лир). Уже в 1979 кавер-версию композиции записал на своем альбоме «Chewing Hides The Sound» британский исполнитель Snakefinger (aka Филипп Литман). В 1987-м ее перепели пионеры нойз-рока Big Black, а в 1997-м свою версию нетленного хита «Das Modell» представили Rammstein. Не остались в стороне и отечественные исполнители: в 2003-м хит под названием «Модель» записали буковинские электронщики «Стелси».
Факт 27. Вживую на своих концертах «The Model» исполняли The Cardigans, Belle & Sebastian, Electric Six, Zoot Woman и даже тувинская этно-группа Yat-Kha. Свою версию композиции записала и Софи Эллис-Бекстор, однако Kraftwerk не дали своего согласия на ее выпуск. Не так давно к творчеству легендарной группы обратились и лондонские электронщики Hot Chip, выпустившие синглом две композиции с альбома «Tour de France Soundtrack» - «Aerodynamik» и «La Forme». «Комбинация восхитительных текстур, простоты и эффективности продюсирования и неотразимо прекрасных мелодий – вот в чем заключается уникальность Kraftwerk», - так объяснили свой выбор музыканты.
Факт 28. Ссылку на Kraftwerk можно обнаружить в известном фильме «Большой Лебовски» братьев Коэнов. В ленте упоминается вымышленная немецкая группа Autobahn, о которой один из персонажей фильма говорит, что она играет «нечто вроде техно-попа». В картине фигурирует и обложка альбома этой группы, оформление которой напоминает пластинку Kraftwerk «The Man-Machine».
Факт 29. Классические композиции Kraftwerk звучат в картинах «Radio On» Кристофера Пети (1979), «Chinese Roulette» (1977) и «Berlin Alexanderplatz» Райнера-Мария Фассбиндера (1980) и «Breakdance» Джоэла Силберга (1984).
Факт 30. Фирменный минималистичный саунд Kraftwerk – результат технических ограничений, с которыми пришлось столкнуться музыкантам в начале своей карьеры: первые аналоговые секвенсоры могли запомнить последовательность максимум из восьми нот…