- Почему на новом альбоме «Песни моряков» есть старые песни?
- «Революционеры на Кубе» - это одна из первых песен, сочиненных мною, когда я пришел в рок-музыку. Я вообще люблю образ круга, который замыкается. Или, если хотите, образ змеи, кусающей себя за хвост. И вот мне показалось интересным вернуться к ней, тем более студийной записи этой песни не существует, выходила только концертная, и ее уже не достать. Записывая ее заново, я подчеркиваю преданность тем принципам, с которых я начинал 20 лет назад. Я записал ее с Паштетом, сделал дуэт.
В ней, равно как и в других песнях, сформулирована моя активная позиция. Песни «Шаман» записана была в электронном виде на альбоме «Нижняя тундра» с Олегом Литвишко. А цоевская «Мама, мы все тяжело больны», которую мы записали тоже с Литвишко, вошла под именем «Ва-Банка» в сборник «Кинопробы, часть 2». Теперь все эти песни сыграны живьем составом, который я собрал.
- Новый состав музыкантов – отражение нового мироощущения?
- На этом альбоме я собрал относительно молодых музыкантов для того, чтобы сыграть все эти песни живьем так, как я их слышу. Мне нужно было новое поколение высокопрофессиональных музыкантов, которые понимают, зачем они выходят на сцену, зачем они взяли в руки инструменты. Мне нужно было их звучание соединить с моим опытом, с моей философией, не побоюсь этого слова, с моей гражданской позицией. Все это отражено в этом альбоме, именно в этом.
Кроме того, в этом альбоме много моих частных переживаний, которые раньше я допускал разве что в отдельных песнях «Ва-Банка» и сольных работах. Теперь мне не надо разрываться между «Ва-Банком» и сольным творчеством, я смог вложить свое личное мироощущение. И включил в альбом «Песни моряков» все вещи, которые посчитал актуальными на данный момент. В том числе и песню Цоя, потому что она абсолютно актуальна...
- Главное качество нового состава – универсальность?
- Мне надоело разрываться между тем, что называлось «Ва-Банк» и тем, что называлось Александр Ф.Скляр. Я решил объединить это под одной шапкой, потому что все равно в основе – я, мои разные ипостаси. Раньше человек, идущий на концерта «Ва-Банка» или на сольного А.Ф. Скляра, что-то предполагал. Теперь он не будет предполагать ничего, а просто пойдет на сольного Скляра. А что сольный Скляр сыграет в этот день, будет зависеть от самого Скляра, и он решит это, сидя в гримерке на пять минут до начала концерта.
Мне нужны были универсальные музыканты, которые могут сыграть все. Я долго искал их, тщательно подбирал, и наконец-то нашел. Они могут играть все, от супертяжелой версии «Революционеры на Кубе» до суперлегкого «Танго журналистов». Все будет причудливо сочетаться между собой, я не буду в раздрыге, а публика всегда будет ждать сюрпризов. Никогда не надо рассказывать публике, что она услышит! Ты выходишь на сцену, и исполняешь здесь и сейчас.
- Почему вы разогнали группу «Ва-Банкъ»?
- Я не разгонял группу «Ва-Банкъ», я закончил этот проект. И закончил деликатно, нежно, трогательно, в смысле отношений с моими музыкантами. Ни с кем из них не ссорился, со всеми мы в дружеских отношениях. Но заставить их играть не рок-н-ролл, а то, что я делал в рамках сольной программы, было невозможно. Условно говоря, они были меньшими универсалами. Нынешние музыканты именно универсальные, не приверженные одному стилю, играющие все. Бас-гитарист, который может играть на контрабасе, например. Те люди, которые могут играть все, что меня интересует, и составили мой нынешний состав.
Поэтому мне пришлось расстаться с «Ва-Банком». Я уже не в том возрасте… Мне было тяжело разрываться между «Ва-Банком» и сольными программами, это даже физически было непросто перестроиться, я тратил на это очень много энергии. Теперь мне перестраиваться не надо.
- Ровно по такой же причине Петр Николаевич Мамонов когда-то распустил «Звуки Му», что стало тяжелым ударом для русского рока…
- Я держу в уме личность Петра Мамонова, и считаю, что его поступок был совершенно оправдан. Я понимаю, почему он это сделал. Он шел другим путем, по пути максимального сосредоточения себя на самом себе. И мы получили, например, альбом «Сказки братьев Грим», в котором каждый звук от начала до конца записан самим Мамоновым, смикширован им же, и даже не отдан на мастеринг, чтобы сохранить все так, как есть.
А мне интересно работать в коллективе. Я не могу работать один под гитару. Я не сольный человек, не бард с гитарой, мне нужен состав, в отличие от Мамонова. Кроме того, Петя был глубоко занят театральной деятельностью, когда отказывался от «Звуков Му». У меня такого искуса нет, я не вижу себя в активной театральной работе. Я занимаюсь музыкой, и на сцене я должен ощущать себя комфортно, то есть в окружении других музыкантов.
Каждый из музыкантов в остальное время может делать что угодно, играть где угодно, они так и делают. Я не требую от них эксклюзивности. Даже больше, если кто-то из них по какой-то причине не сможет участвовать в концерте, - мой состав настолько универсален, что мы можем сыграть без любого из них! Такой я подбирал состав.
Играть одному – мне неинтересно, и я не планирую этого делать в ближайшее время.