Музыкальные концерты стали популярны в эпоху средневековья при королевских дворах. В разных странах такие развлечения для знати имели свое название и свои традиции. Но с течением времени музыка перестала быть искусством для избранных. И музыканты 19 века исполняли волнующие произведения для более широкой публики.
Разнообразие музыкальных стилей 19 века
19 век — период развития разных музыкальных направлений, формирования основных мировых музыкальных школ и эпоха развития блистательных талантов.
Налет романтизма присущ Эдварду Григу, представителю норвежских музыкальных кругов. Во Франции становится востребован стиль символизма и импрессионизма, ярчайшим представителем которого считались Клод Дебюсси и Эри́к Сати́.
Музыканты 19 века стали создавать музыкальные партии для оперы, балета. Причем, композиторы часто становились первыми исполнителями своих мелодий в упрощенном виде и в узком кругу. Основателем лирики на оперной сцене считается француз Шарль Гуно. А первопроходцем опереточного жанра называют Жака Оффенбаха.
Особую популярность, особенно в русских кругах, приобретали романсы и баллады. Именно в этот период создавались великие классические произведения, формировалась отечественная музыкальная школа. Подхватывали музыканты 19 века русские мотивы и создавали волнующие душу бессмертные произведения, снискавшие признание на всех континентах.
Плеяда русских гениальных исполнителей 19 века
В России того периода музыкальная культура оказалась чрезвычайно востребованной: создавались новые театры, строились концертные залы. И талантливый пианист, и композитор Антон Рубинштейн открывает в 1959г. первые профессиональные музыкальные классы и музыкальное общество, а через три года — первую русскую консерваторию.
Навсегда в историю русской классики вошли музыканты 19 века:
- известнейшие русские пианисты совершали турне по всему миру. Элла Адаевская, Милий Балакирев, Фёдор Бегров были известны в разных странах;
- виолончелист Иван Подобедов неизменно исполнял первые сольные партии и был первым альтистом немецкой драматической труппы. В середине позапрошлого столетия преподавал в Театральном училище Петербурга музыкальные дисциплины. Его учеником был известнейший русский баритон Геннадий Кондратьев;
- Карл Давыдов, виолончелист и композитор, занимавший пост директора консерватории Санкт-Петербурга, воспитавший немало знаменитостей мирового масштаба, среди которых оказался Александр Вержбилович — также известный виртуоз игры на виолончели этого периода, часто выступавший в составе знаменитого трио с Леопольдом Ауэром и Анной Есиповой;
- Алексей Верстовский — композитор и музыкант — автор нового жанра «баллада», сам он называл подобные сочинения «кантатами». В основу самых известных из них были положены стихи А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Также современники знали его как создателя сценических произведений: его оперы и водевили пользовались популярностью.
- Александр Алябьев — пианист, дирижер, композитор — писал и исполнял романсы, сочинял оперы и музыкальные комедии. Одиозная и талантливая личность. Служил в гусарском полку, воевал, оказался в опале и вплотную занялся музыкальными изысканиями. Руководил концертными программами, выступал соло как пианист, написал множество аранжировок к балетам, водевилям, операм. А романс «Соловей» сегодня считается классическим каноном.
Известнейшие музыканты 19 века русские, а также живущие в других странах, всегда оставались и талантливыми педагогами, передававшими свой опыт начинающим музыкантам. Богатое наследие классиков прошедших столетий по-прежнему актуально для современных слушателей.