Рок-н-ролл как направление в музыке стал актуален в Советском Союзе в связи с фестивалем молодёжи и студентов, проходившим в Москве в 1957 году и сразу же встретил неприятие со стороны официальных властей. Поэтому возникшие в начале 1960 годов отечественные рок-группы вынуждены были существовать полулегально и играть для продвинутых знатоков рок-музыки, имевших личные контакты за границей и получавших оттуда пластинки с записями британской «Битлз» и американской «Роллинг стоунз». Эти полуподпольные группы и были первыми ласточками отечественного рока. Первым всегда трудно, но они, как правило, начиная новое дело, становясь его родоначальниками, имеют продолжателей. И сегодня мы о них вспоминаем с благодарностью, слушая популярные рок-группы России.
Их творчество стало легендой
Российские рок-группы, о которых здесь пойдёт речь, начинали свой творческий путь ещё в Советском Союзе и по разным причинам каждая своё время прекратили существование, но несомненно одно: они внесли значимый вклад в развитие российской рок-культуры, а их творчество и сегодня востребовано и популярно.
«Кино» - рок-группа, в центре которой находилась харизматическая фигура её лидера, определявшего её существование и популярность. Виктор Цой, будучи солистом группы «Кино» и автором её репертуара способствовал созданию романтики протеста (альбомы «Звезда по имени Солнце», «Группа крови и другие), весьма созвучной настроениям, витавшим в молодёжной среде переходного этапа истории от СССР к современной России. Наиболее чётко эти настроения звучат в рефрене знаменитого хита группы «Мы ждём перемен!» После безвременного ухода из жизни лидера группы, коллектив также прекратил своё существование.
«Агата Кристи» - рок-коллектив, творчество которого отличалось определённой долей мрачности в готическом стиле. Музыка в исполнении братьев Вадима и Глеба Самойловых представляла своеобразный рок с мрачновато-сентиментальным подтекстом. Сами рок-музыканты иронично характеризовали своё музыкальное творчество как детское с умудрёнными признаками на лице, либо как маразм старости с возвратом в детство. Накануне своего 21 дня рождения в 2009 году группа объявила о прекращении своего существования.
«Наутилус Помпилиус» - стиль группы можно определить как рок социальный, а по характеру музыки как симфонический рок. Образованная в 1982 году Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким рок-группа просуществовала до 1997 года. Всесоюзная известность к группе пришла с выпуском альбома «Разлука» в 1986 году, а выдающееся выступление на рок-фестивале в Новосибирске годом позже поставило эту группу в один ряд с ведущими рок-группами страны.
Пьедестал почёта русского рока
Современные рок-группы России, поющие на русском языке, в отличие от групп прочих стран Европы, исполняющих свои хиты преимущественно на английском языке, можно рассматривать как русский музыкальный феномен, который развивается именно как русский рок.
«Аквариум» - группа-ветеран русского рока, созданная в далёком 1972 году Борисом Гребенщиковым и Анатолием Гуницким. Её первые выступления удивили и привлекли аудиторию колоритным имиджем в большей степени, чем профессионализмом. Выпуск в марте 1981 года «Синего альбома», записанного в студии, позволил группе давать концерты на регулярной основе. И сегодня группа, несмотря на солидный возраст, продолжает записывать свою музыку и выступать с концертами.
«Машина времени» - российские рок-исполнители почтенного возраста. Всё начиналось ещё в 1969 году, когда Андрей Макаревич с друзьями и единомышленниками начинал свою музыкальную карьеру в рок-жанре. В разное время группа исполняла и кавер-версии англоязычных групп, и собственные композиции на английском языке, но пришло время и для русскоязычных песен, тексты для которых писал А. Макаревич. На песнях «Машины времени выросло не одно поколение, популярен блюзовый рок группы и сейчас.
Русский рок - не застывшее явление, а динамично развивающееся направление в музыке. В последнее десятилетие наблюдается активное развитие блюза и рок-блюза. Но их отличительной особенностью является сохранение в исполнительских формах русских тенденций, а в текстах глубоких философских тем, свойственных именно российской культуре.