Начало Саратовскому Государственному оркестру положила маленькая сравнительно ячейка оркестрантов, в начале XX века, после революции, выступавшая с антрактовой музыкой. Такая музыка сегодня не столь популярна, как самые просматриваемые ролики рунета, но у нее есть свои поклонники.
Несмотря на скромные силы, ячейка быстро завоевывала себе положение, на которое обратили внимание власти и предложили дирижеру смобилизовать более обширный коллектив. Закипела организационная работа. В ней приняли самое непосредственное участие известные в то время люди - Беляков и Ершов, первый в качестве заведывающего оркестром, второй — дирижера. Под названием «Государственного» оркестр и начал свою дальнейшую работу.
За время с конца десятых до двадцатых годов прошлого века не было кажется того торжества, события или чествования, которые обходились бы без государственного оркестра, — но главная, его работа касалась театра. Работа эта заставляла нередко оркестр делиться на две части, а иногда и на три.
Через несколько лет после своего образования удалось коллективу твердо заявить о своем положении художественной единицы, играющей видную роль в жизни Саратова.
Симфоническая музыка, исполнявшаяся оркестром, привлекала всегда много слушателей. В репертуаре оркестра были: пятая и шестая симфонии Чайковского, седьмая Бетховена, первая Калинникова, затем сочинения Римского-Корсакова, Вагнера (вступление к Мейстерзингерам), Глазунова, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Эдварда Грига и других композиторов. Все исполнения сопровождались пояснительным словом лектора.
С тех пор прошло уже много времени, и за это время многое изменилось, поменялось и название оркестра. Саратовский академический оркестр в настоящее время имеет очень разнообразный репертуар и участвует в фестивалях во многих городах России.