Под Самарой завершился XXXVI фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина
Третий год бардовская песня на знаменитом Грушинском фестивале звучит на двух площадках: старом месте - Мастрюковских озерах и новом - Федоровских лугах. Корреспонденты "РГ" побывали на обеих полянах, чтобы сравнить две половинки "Груши".
Дорогая музыка
За фестивальную неделю на Мастрюках, по сведениям ГУВД, побывали более 70 тысяч зрителей, это гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Эксцессов не было. Во многом потому, что в этом году фестиваль начал возвращаться в свое русло: его формат был заявлен, как "тишина, гитара, голос". Вот и прибыли многие семейные компании, да и те, кто был слушателем на Мастрюках еще в 70-80-е годы. А Федоровские луга в этом году, тоже по официальным данным, предпочли еще меньше - 35 тысяч человек. Въезд на автомобиле, как и на Мастрюках, тоже стал платным -ни много ни мало 500 рублей, плюс отдельно нужно было оплачивать и парковку. Так что в общей сложности за удовольствие пристроить свою машину требовали 800 целковых - что тоже не способствовало стремлению зрителей поспешить на фестиваль...
А на вопрос "Почему так дорого?" руководитель клуба имени Валерия Грушина Борис Кейльман отвечал прямодушно:
- Эти деньги нам помогут хоть как-то свести концы с концами.
По мнению организаторов Федоровской площадки (клуб авторской песни имени Валерия Грушина), "массированная информационная атака со стороны "соперников" сделала свое дело: спонсоров было очень мало. Зато 1,4 миллиона рублей выделило правительство Самарской области - но это всего лишь около десяти процентов общего фестивального бюджета... Чтобы залатать в нем бреши, организаторы предложили зрителям даже оформить паспорта гражданина Грушинского фестиваля. Документ с фотографией, в который после поездки на очередное мероприятие можно ставить "визы", стоил от тысячи рублей. Идея провалилась: за "новые грушинские паспорта" удалось выручить всего 15 тысяч рублей.
На Мастрюках тоже жаловались на финансовый кризис. Космонавт СССР Георгий Гречко, являющийся почетным председателем этого фестиваля, лично разослал несколько десятков писем спонсорам. Но потом очень сожалел:
- Тех, кто нас поддержал, оказалось меньше, чем пальцев на одной руке!
Самый комфортабельный фестиваль России
Зато быт на Мастрюках по сравнению с прошлым годом заметно "окомфортился". Дороги оказались вымощены гравием - благодаря им удалось избежать "грязевых заторов": ведь дождь лил как из ведра почти три дня. В центре поляны выросли несколько двухэтажных коттеджей со всеми удобствами. Их предоставили под проживание именитых бардов. На торговой поляне появился водопровод. Здесь можно было купить все: от палатки и спальника до молочного коктейля (70 рублей) и по тем же ценам, что и в Самаре. Единственное дорогое удовольствие - сигареты, стоимость которых была завышена в 2-3 раза. На поляне появились даже туалетные комнаты, в которых надо... разуваться.
Быт на Федоровских лугах был также налажен хорошо: место неэстетичных бесплатных заняли платные туалеты (10 рублей), все желающие могли сходить в душ или баню (от 250 рублей), пообедать в кафе (шашлык от 100 рублей). Была возможность и развлечься: залезть на дерево со страховкой (50 рублей) или поучиться ковать у кузнецов (бесплатно).
Грушинка стала международной
В этом году Мастрюки поставили новый рекорд: за три дня на пяти сценах здесь выступили около 400 бардов (против 250 в 2008 году). Прибыли они практически из всех российских городов и бывших братских республик, а также из Израиля и Германии. Но больше оказалось самарских - почти 50 бардов.
Было немало звезд: Андрей Козловский, братья Мищуки, Владимир Щукин, Борис Бурда, другие. А одним из первых на сцену-гитару вышел Олег Митяев, который своим "Лето - это маленькая жизнь" чудесным образом разогнал тучи, поливавшие до этого поляну несколько часов подряд. После 16 конкурсантов, отобранных в результате трех туров за три дня, гора слушала гала-концерт еще до 4 утра. Лауреатами фестиваля стали шесть авторов-исполнителей и одно трио.
Именитых бардов оказалось немало и на Федоровских лугах: Галина Хомчик, Тимур Шаов, Юлия Зиганшина, Александр Макаренков, Павел Фахртдинов и другие. Из звезд-"небардов" (хотя это название довольно спорное) прибыли группы "Белая гвардия" и "Адриан и Александр", баянист Сергей Войтенко, бывший гитарист "ГрАссМейстера" Тимур Ведерников и экс-солистка "Кукурузы" Ирина Сурина. Среди лауреатов Грушинского фестиваля на Федоровских лугах в этом году большинство оказались москвичами. Итоги конкурса ярко показали, как меняется фестиваль. Наряду с бардами на сцену-гитару вышла группа "БанДеролЬ", которая играла самобытный фолк-рок и не вписывалась в каноны традиционной авторской песни.
- Это закономерное развитие жанра. И если убивать все, что "другое", обрезать "побеги", это убьет все остальное, - высказал свое мнение Ведерников.
По общему мнению, фестиваль на Федоровских лугах получился душевным и камерным.
Итоги подвели и на Мастрюках, обобщив, что не собираются менять выбранный три года назад курс - фактически на "бардовский консерватизм". По словам организатора фестиваля Петра Старцева, главное - сохранить бардовскую песню как жанр:
- А то ведь дошло даже до того, что на поляне была открыта рок-сцена. Это недопустимо, мы и дальше будем бороться на своей площадке за чистоту бардовской песни...
Георгий Гречко, почетный председатель XXXVI фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина на Мастрюковских озерах:
- Я третий год езжу на фестиваль, чтобы записать новые песни и послать кассету ребятам в космос. Космонавты слушают только бардовские песни, которые там помогают жить. И знаете, снова я ничего не увожу с собой, нечего записать. Ведь о чем поют барды: печаль, грусть, тоска, неразделенная любовь... А нужны песни, которые зовут на новое, призывают к риску, нужен позитивный заряд!