Мы произносим: Alice Cooper, и первым делом вспоминаем агрессивный чёрный мэйк-ап "короля ужасов"...
Мы произносим: Alice Cooper, и первым делом вспоминаем агрессивный чёрный мэйк-ап "короля ужасов": обильно подведённые глаза с вертикальными стрелками вверх и вниз, угрожающе подчеркнутые морщинки в уголках рта... Ветеран американского рока вспоминает иногда, что позаимствовал эту боевую раскраску с мордочки игрушечного клоуна. Правда, иногда вместо стрелочек вокруг глаз Элиса появляются не менее жутковатые лучики, как бы символизирующие безумие персонажа. Так было несколько раз в начале 70-х, так Купер выглядит и в своём не столь давнем мини-фильме "Along Came The Spider", действие которого происходит в психиатрической клинике.
Вообще, шоу Купера изрядно пропитано духом шапито - того самого жутковатого и стопроцентно американского цирка из романа Рэя Бредбери "Чую, что зло грядёт". Исполняя свои страшненькие песни-истории, Элис заклинает змей, выпутывается из стянутой десятком ремней смирительной рубашки, рассыпает по партеру биллионы долларов с собственным портретом и даже отрубает себе голову. А ещё в его песнях и концертных постановках полно материализованных детских страхов вроде огромных плюшевых пауков и сумасшедших докторишек с бормашинами, похожими на отбойные молотки. "В детстве я жутко боялся уколов, - рассказывает Купер, - Наверно, именно поэтому и не стал наркоманом..."
Разумеется, каждой истории полагается свой "лирический герой", сценический персонаж со своим ярким образом. В самом начале 70-х Элису хватало лишь черного с блестками трико, а его музыкантам - серебристых брюк клеш. Но вот в репертуар пришли сюжетные песни - а следом и идея превратить рок-концерт в спектакль. Знаменитые цилиндр и тросточка ярмарочного зазывалы появились в гардеробе Купера вскоре после выхода в свет альбома "School's Out". (Позже, исполняя этот номер на "Muppet Show", Элис и вовсе облачился в мантию университетского профессора). К моменту выхода в свет альбома "Welcome To My Nightmare" (1975), где элементов кабаре было едва ли не больше, чем рока, наш профессор черной магии уже щеголял в белом смокинге с галстуком-бабочкой и хризантемой в петлице, а на сцене появлялся в сопровождении четырех танцовщиц в черных трико и фосфорически светящимся на них рисунком костей скелета. Образ гангстера с крутой пушкой пришел прямиком из песни "Halo Of Flies". В 80-х с их модой на стадионный рок, Купер и его группа были мало отличимы - как по музыке, так и внешне, - от сонма других представителей т.н. hair-metal. Старые поклонники музыканта приуныли. Но это было лишь затишье перед бурей.
На рубеже веков, в полном соответствии с индустриальной концепцией альбома "Brutal Planet" (2000), Элис представал перед публикой в образе некого киборга. А концепцию "Dragontown" (2001) (помните ту восточную сказку, где победитель дракона, польстившись на его сокровища, превращается в дракона сам?), воплощал, облачившись в кимоно и с катаной в руках. В этот период Купер особенно хорошо смотрелся в паре со своей дочерью Калико, профессиональной танцовщицей, которая, выступая в папиных шоу, украшала сценическое действие танцами в кимоно и метанием в папу отравленных вееров и шпилек из прически.
Некоторые аксессуары артиста и вовсе возникли как бы сами по себе. Скажем, какой смысл во время исполения "I'm Eighteen" потрясать костылем нечеловеческих размеров? Однако время и народная память накрепко спаяла песню и костыль в единое целое. Точно также, как и торговую марку "Alice Cooper" - с персоной Винсента Фурнье (Vincent Damon Furnier), простого американского парня из семьи священника.
Строго говоря, имя Alice Cooper - не псевдоним Винсента, а название его группы. Просто так уж оно вышло, что начиная с середины 70-х, состав ее неоднократно менялся, и единственным неизменным его участником был сам Винсент. Помню, как предваряя одну из пресс-конференций, артист обратился к собравшимся:
"Называйте меня Винсент. В Элиса Купера я превращусь завтра перед выходом на сцену..."
Винсент Фурние совершенно непохож на Элиса Купера. "Я никогда не курил. Я не пью с начала 80-х. У меня идеальный брак. В моей жизни мало стрессов: если бы их было больше, это отрицательно отразилось бы на шоу. Я встаю, играю в гольф, потом иду гулять с женой или дочкой, потом - ланч, после чего я либо даю интервью, либо ложусь вздремнуть. Затем еду на концерт, и вот тогда, примерно за час до начала шоу, превращаюсь в Элиса. Когда закрывается занавес, Элис исчезает. Его не будет до следующего вечера. Я укладываю его спать, а сам отправляюсь играть с ребятами в покер... - рассказывает Винсент-Элис, в жизни берущий в руки бейсбольную биту лишь для использования ее по прямому назначению, и с ужасом вспоминающий свой единственный крупный запой на рубеже 70-х и 80-х, - Персонаж - это персонаж, и место ему только на сцене. Когда моя младшая дочь видит меня по телевизору, то говорит: "Смотрите, папин Элис Купер поёт". И совершенно точно знает, что этот персонаж никогда не придет домой. Мнение Винсента часто не совпадает с точкой зрения Купера. Но Винсент - самый обыкновенный мужчина, который любит проводить вечера с семьей, по воскресеньям ходит в церковь и предпочитает жить вдалеке от городской суеты. В то время, как Элис - более сильный и смелый человек, настоящий боец и бунтарь..."