«О чем говорят мужчины» — третья киноверсия спектаклей «Квартета И»; и если дело пойдёт примерно так же и дальше, то я лично с большим интересом буду ждать четвертую, пятую и так далее.
«День выборов» был чрезвычайно симпатичным, но всё же капустником, разыгранным будто бы по недоразумению перед кинокамерами. «День радио» — первым большим шагом в сторону правильного кино. А «О чем говорят мужчины» — то самое правильное кино и есть. Элегантное, обаятельное, неглупое, местами ужасно точное и тонкое, изобретательное, очень смешное. Причём насколько грамотно всё сделано в данном случае, понимаешь только задним числом — когда осознаешь, что почти два часа смотрел, в сущности, на одни разговоры, время от времени разбавляемые фантазийными сценками, эти разговоры иллюстрирующими.
Пожалуй, главное, что подкупает в «О чем говорят мужчины» — это почти незаметная смена интонации по сравнению с остальными фильмами квартета. Там у них во главе угла был комический идиотизм — здесь же они переключаются на, скажем так, более жизненные вещи, и от этого их герои начинают выглядеть намного более обаятельно. Впрочем, тут необходимо отметить один момент — есть подозрение, что выбранная «Квартетом И» для этого фильма тематика не является совсем уж универсальной. Мелкие детали и большие сложности отношений, разочарования в себе, столкновение давних идеалов и будничной реальности — вот о чём говорят здесь мужчины; и, наверное, имея в этих направлениях только умозрительный опыт, не получится по достоинству оценить, насколько часто фильм бьёт точно в десятку. Выразимся так — в 25 этот фильм будет намного смешнее, чем в 15, а в 35 и того больше. В 45, есть подозрение, будет скорее грустно.
Впрочем, семейные отношения — далеко не единственное, что есть приятного в «О чем говорят мужчины». Здесь есть, например, довольно точный эпизод о восприятии современного искусства нормальными людьми; плюс у режиссера Дмитрия Дьяченко очень точный взгляд на кинематографическое воплощение разных фантазий, в которые герои регулярно пускаются. Жанна Фриске с кипятильником, сквозная линия с фашистами, исполняющими весьма неожиданные функции, и бабушкой как метафорой неутолимого стремления к правильности — всё это сделано очень ярко и здорово. Временами фильм в рассуждениях о разном и вовсе доходит до натуральной комической метафизики — имеется, в частности, без дураков грандиозный финал (авторы, правда, его не замечают и зачем-то завершают дело набором ничего не значащих картинок). Это, впрочем, мелкая погрешность — там, где могло быть отлично, получилось в результате «всего лишь» очень хорошо. Что же в рамках отечественного популярного кино ого-го чего стоит.