«Нашествие» к 2009 году осталось без конкурентов. Кризис порядком опустошил карманы производителей пива, которые традиционно являлись главными спонсорами рок-фестивалей в России.
Закрылись пивные фестивали «Крылья» и «Максидром», главные столичные конкуренты «Нашествия».
Да и само «Нашествие» осталось без титульного пивного спонсора. Денежных вливаний одного из производителей хватило только на ограничение пивного ассортимента фестиваля до трёх сортов, но и это порадовало зрителей — раньше о таком разнообразии не приходилось и мечтать.
И выбор еды в полевых условиях оказался едва ли не самым богатым и недорогим, конкуренция между торговыми точками корректировала цены в сторону снижения ежедневно.
Цивилизация и рок-н-ролл
Оставшись без больших пивных денег, фестиваль остался жив и даже подрос. Новое поле в районе тверского заповедника «Большое Завидово» ближе к Москве, вдвое больше по площади и может быть в перспективе оборудовано стационарными бытовыми удобствами.
По крайней мере, команда тверского губернатора Зеленина молода, современна и неравнодушна к рок-музыке. Первый замгубернатора Константин Зуев рассказал, что оборудованное водопроводом, канализацией и иными благами цивилизации поле будет использоваться под иные фестивали между «Нашествиями». Так что польза для области очевидна.
Главным врагом «Нашествия» всегда оказывалась погода. Дождь на поле, где собирается 100 тыс. человек, мгновенно делает из земли грязевую ванну. Даже если сухо, как было в Раменском, зрителей одолевает сухая пыль. В этом году фестиваль прошёл между Сциллой и Харибдой — пятничный дождь не стал ливнем, хотя подпортил парковки, а два последующих дня солнца не выжгли траву. Сухая солнечная погода при полном безветрии — настоящая рок-н-ролльная погода.
«Нашествие-2009» стало самым успешным за всю историю. Погода, звук, быт, безопасность — всё сошлось. За этим стечением обстоятельств стоит огромный труд организаторов и капелька везения.
Поразительно, но на этом «Нашествии» вообще не было пьяных драк, потасовок с милицией, не было изъято никаких наркотиков. Начальник УВД Тверской области сочился радостью, когда рассказывал про эту ошеломительную статистику.
Вероятно, полторы тысячи рублей за вход с палаткой отсекли наиболее маргинальную часть публики. И жаркая погода не располагала к обильной выпивке. И в ВИП-зоне, где продавался алкоголь, пьяных и буйных не было замечено вовсе.
Разумная публика и музыканты нашли друг друга. Почти сотня групп выступила на двух сценах фестиваля. Большинство именитых музыкантов предпочли не экспериментировать, а сыграть свой проверенный временем и чартами the Best. «В прошлом году спела новую песню, мне не понравилось это. Больше не буду», — говорит Юта.
Малые сии
Труднее всех пришлось тем, кто выступал на малой сцене. Тут всё смешалось, как в доме Облонских: регги, ска, альтернатива, хардкор, фолк-рок, панк, hard-n-heavy, трип-хоп.
Хотя организаторы попытались объединить музыкантов в условные тематические блоки — folk-day с Хелависой в качестве конферансье, ска-блок, брит-поп, альтернатива. Но до зрителей эту информацию донести не удалось, малоизвестные названия групп широкому слушателю ничего не говорили.
В результате у малой сцены постоянно толклись поклонники тяжёлой альтернативы и панк-рока, и принцип был прост: чем тяжелее и громче музыка, тем больше зрителей. Людей с браслетами ВИП-зоны не было там почти вовсе.
К следующему «Нашествию» стоило бы исправить ошибку, вернуть «позитивную» сцену и приблизить её к ВИП-зоне. Любители альтернативы тоже скажут спасибо.
Настоящим подарком для любителей изысканного трип-хопа на русском языке станет певица Тома Амот, её кукольные движения и тембрально богатый вокал явно выбиваются из общего унылого ряда копиистов Portishead.
Среди фолкеров выделилась лица необщим выражением группа «Абвиотура», органично соединившая тяжёлые гитарные риффы, ноутбучные фолковые вокальные семплы в духе «Ивана Купалы» и казачий энергичный распев вперемежку с читкой. Размашистым русскоязычным блюз-роком порадовала певица Bunny.