27 ноября в ГЦКЗ «Россия в Лужниках» группа «Моральный кодекс» отметила 20 лет своего существования.
Казалось бы, вот только-только на телеэкранах появились странные неформатные ребята, поющие песню про маму, а между тем с тех пор совсем незаметно минуло два десятилетия. Музыканты по-прежнему неформатны, но сейчас у них есть непонятно откуда взявшийся статус всенародных любимцев. И если амплуа грамотной серьёзной группы обоснованно и заслуженно, то вот наличие такого количества поклонников у группы, играющей и не нашим, и не вашим, выглядит необъяснимо. Впрочем, факт остаётся фактом. Что касается меня, то я за ребят в самом деле искренне рад.
За много лет творческой карьеры Сергей Мазаев участвовал в куче самых разных проектов и необычных творческих союзов, переиграв с массой разнообразных музыкантов. Видимо, универсальность и профессионализм Мазаева как вокалиста, так и как инструменталиста превыше стилевых разногласий. Наверное, только Сергей Мазаев и «Моральный кодекс» могут пригласить на юбилей одновременно Земфиру, «Дискотеку Авария», «Зверей», Юрия Антонова и Николая Носкова, при этом все без исключения будут петь песни «Морального кодекса».
А открыла праздничный концерт группа «Николай Коперник», исполняющая своеобразную музыку, в которой прослеживалось влияние фанка, арт-рока, психоделики, электроники, новой волны. Помимо некоторых стилистических параллелей «королей андеграунда 80-х», как представил группу Мазаев, в последние годы связывает с юбилярами и то, что запись нового альбома велась на студии группы «Моральный кодекс», а звукорежиссером выступил Илья Мазаев, сын Сергея Мазаева.
Впрочем, зрители, кажется, не оценили такого хода: придя на «Моральный кодекс», тут же получили совсем иной весьма специфический продукт, фактически разогревающий коллектив. Но нужен ли на концерте такого уровня разогрев в принципе?
Отыграв несколько песен, группа «Николай Коперник» удалилась, а на сцену наконец-то вышел «Моральный кодекс» в полном составе. Вот он характерный сочный жирный саунд, звучит «В Москве наступает полночь». Сергей Мазаев исполняет соло на флейте. Зал уже готов танцевать, но помпезность зала ещё долго будет давить, лишь ближе к концу проходы заполнятся танцующими.
Следом ещё одна песня с того же альбома (Хорошие новости/2001) - «Кошки» - те кошки, которые ночью всегда бывают серыми. Великолепное соло на гитаре – Николай Девлет-Кильдеев. Это музыкант с необычным, неизменно прифанкованным почерком игры, мощнейшей подачей. Тяжёлая манера, но настолько захватывающая и поглощающая! А уж его увлечение сёрфом – отдельная, совсем другая история.
Ещё несколько вещей и на сцене начинают появляться гости. Первая выходит Земфира. Такая тоненькая, чуть сутулая в прямом сером платьишке. По сравнению с матёрым мужиком Мазаем она выглядит совсем девчушкой. Земфира выходит, чтобы спеть две песни с альбома «Сотрясение мозга»/1991 – «Дети лета» и «Я тебя люблю».
Она очень старается, видно, что волнуется. Известно, как ответственно певица относится к выступлениям. Мазаев лишь подпевает. Зал в восторге, но, по мне, так до конца что-то не клеится - не сочетаются тембры, юношеско-подростковая пронзительность певицы диссонирует. В пару Сергею нужен более женственный, хоть даже, может быть, и более слабый, чем у Земфиры, вокал.
Под аплодисменты зала Земфира и Мазаев танцуют медленный танец. «Я поздравляю вас, вы – наша самая мужская группа», - говорит Земфира, покидая сцену.
Следующие гости – группа «Green Gray» c Григорием Махно на харпе. На первых же аккордах зрители активно потянулись «освежиться». Но стоило на сцену вернуться «Моральному кодексу», как снова публика спешит вернуться на свои места. Звучат «Любовь моя», «Meine Liebe», ….
У юбиляров практически нет медленных песен, но вот ведь парадокс: быстрые звучат настолько лирично, что под них легко можно танцевать медленные танцы.
На сцене - группа «Звери» во главе с Романом Билыком, также на своём месте остаётся Девлет-Кильдеев, звучит «Актриса» (Славянские танцы/2007). Энергично, забойно, но где же стиль-то? Суета сует. Возвращение на сцену Сергея Мазаева на «Дон пердито» только добавляет контраста. Не в пользу «Зверей».
Ещё два гостя выходят на сцену практически один за другим. Николай Носков исполняет «I’m going» (Гибкий стан/1994). Получается достойно и аутентично. «На рассвете» (Гибкий стан/1994) исполняет «Дискотека Авария» при участии Сергея Мазаева на флейте. Увы, этот тот случай, когда как в рекламе: «иногда лучше молчать, чем говорить».
Концерт близится к концу. Звучат хит за хитом. «Реки и горы» (Хорошие новости/2001) сменяют «Славянские танцы» (Славянские танцы/2007), на которых за ударные садится Зак Салливан, игравший в группе в середине 2000-х.
Последний гость – Юрий Антонов. Вместе с «Моральным кодексом» исполняется композиция «Где ты?» (Где ты?/2008). Удивительно, но звучит отлично. В отличие от многих других музыкантов к Юрию Антонову я не отношусь ни плохо, ни хорошо. Я к нему просто вообще никак не отношусь, но тут… пожалуй, изо всех гостей его участие оказалось наибольшим откровением. Хочется сказать: Спасибо, Юрий Михайлович!
И вот он финал: «Первый снег» (Славянские танцы/2007), «До свиданья, мама» (Сотрясение мозга/1991). Дальше только бисы: «Матросы» (Хорошие новости/2001) с харпом Григория Махно и частушки, как назвал песню «Хочу любви» (Где ты?/2008) Мазаев.
«Наша самая мужская» и стильная группа последних двух десятилетий отметила день рождения и двинулась дальше. Кажется, странная неформатная группа «Моральный кодекс» совсем не подвержена влиянию времени.