В течение двух дней Винницу переполняли джазовые ритмы.
Тринадцатый фестиваль "Международные дни джазовой музыки" радовал любителей музыки разнообразными импровизациями на джазовые темы в исполнении артистов из многих стран. Джаз был представлен во всех интерпретациях, от страстных напевов, до тягучих мелодий, звучали как бодрые оркестровые вариации, так и меланхоличные композиции, которые так перекликались с унылой осенней погодой за окнами концертного зала.
Уже в первом отделении первого концерта страстный вокал итальянки Франки Мазу перенёс нас в Аргентину. Эта удивительная женщина передала нам с помощью языка музыки все краски рассвета в Буэнос-Айресе, рассказала истории о любви и разлуке. Франка Мазу с помощью вокальных импровизаций вызывает в воображении слушателей богатые поэтическими образами картины. Удивительные звуки её голоса заставляют чувствовать эмоции, страдать и любить вместе с героями песен воспевающих удивительную культуру аргентинского танго. Увлекшись однажды бунтарством и эротизмом танго, певица из Сардинии, уникальной области Италии со своей неповторимой средиземноморской культурой, несёт эту любовь винничанам, которые с восторгом слушали эмоциональную итальянку в сопровождении рояля и аккордеона.
Второе отделение концерта позволило всем насладиться саундом иного рода. Импровизации на бас-кларнете Ульриха Дрехслера из Австрии, солиста одноименного трио, можно назвать утонченным интеллектуальным европейским джазом. Имеющий классическое образование и владеющий многими музыкальными инструментами Ульрих продемонстрировал винничанам как густой, мрачноватый тембр бас-кларнета может выступить в неожиданной роли воспевая лирические чувства. Значительная часть сыгранных мелодий была сочинена Ульрихом в подарок его жене. С помощью музыки он передал то, что так трудно порой выразить словами - любовь.
После небольшого антракта на сцене появился французский квартет "Пульчинелла". Коллектив названный по имени персонажа комедии дель-арте, демонстрирует на сцене настоящее театральное представление, не ограничивая музыкантов в средствах выражения эмоций. Участники квартета не стоят на месте, а то пританцовывают, то замирают в удивительных позах, продолжая дарить залу хорошее настроение, с помощью звуков вкрадчивого контрабаса, и оригинального сочетания аккордеона и саксофона. Музыканты показывают что у каждого из инструментов есть свой характер, саксофон хохочет и проказничает, заливаясь смехом, звуки аккордеона текут плавно как речь, то срываясь на эмоции, то поучая, то восклицая и возмущаясь.
Музыкантам же остаётся следовать этим задорным характерам, и вот всё уже превращается в веселую театральную постановку, на сцене прыгают и пляшут увлечённые музыкой актёры, саксофонист вертится волчком, а голова аккордеониста оказывается в рояле! В своём выступлении квартет использовал множество непривычных инструментов для большей эклектичности звучания, как они позже признались, многие из этих вещей были куплены в магазине детских игрушек. Увлечённые зрители долго не отпускали французский квартет со сцены, веселясь и аплодируя ироничным музыкантам.
Завершать же первый вечер фестиваля был приглашен легендарный поляк Анджей Ягодзинский, пианист и композитор. Выпускник варшавской академии имени Шопена является одним из известнейших в Европе джазовых музыкантов. Весь вечер на сцене звучали джазовые интерпретации известных произведений Шопена. Помогали в создании особой амосферы Анджею участники трио Адам Цегельский на контрабасе и Чеслав Бартковский на ударных. Большая часть уникального наследия классического композитора была аранжирована Ягодзинским и вся его программа "Джаз в стиле Шопена" доказывает слушателю что Шопен и джаз связаны неразрывно. Знакомые вальсы и ноктюрны Шопена звучали по новому в обработке польского трио. Так, под великолепные звуки рояля подошёл к концу первый день Винницкого джазового фестиваля.
Автор: Тимченко Лариса
Фотограф: Кушка Максим