Johnny Cash: светлая эпоха кантри

Дата: 25.11.2012

Johnny Cash: светлая эпоха кантриВ конце 60-х его пластинки продавались лучше, чем Beatles.

12-кратный обладатель самых престижных мировых наград в области музыки и самый молодой инаугурант Зала Славы, он собирал взрывные овации по всему миру, изъездив с концертами вдоль и поперек США, Канаду, Западную Европу, выступал на концертных площадках Японии, Новой Зеландии и Австралии. Американский певец в 60-х пользовался огромной популярностью в воинственно настроенных ко всему американскому Вьетнаме и в странах соцлагеря. Трансатлантический идол поклонников кантри-музыки, альбомы которого разошлись по миру 50-миллионным тиражом. Перечень его достижений, подтверждающих несомненную успешность и хитовость, можно продолжать бесконечно. Но нужно ли?

Ведь главное, та самая изюминка, за которую он навсегда вошел в историю мировой музыки, и за которую мы до сих пор с благоговением слушаем его шедевры, - это проникновенная искренность исполнения, душевная теплота и понимание, которых так хочется и порой так не хватает в повседневной жизни.

Его музыкальная карьера началась еще в нежном возрасте. Будучи двенадцати лет от роду (родился 26 февраля 1932 года в Кинсленде, штат Арканзас), страстный поклонник кантри-музыки Джонни Кэш исполнял песни любимых исполнителей и потихоньку пописывал сам. Впервые представил свое творчество на суд широкой публики на радиостанции KLCN еще школьником. Начало сложного карьерного пути...

Затем был переезд в Детройт, работа на автомобильном заводе. Позднее - служба в военно-воздушных силах США. Именно тогда Кэш купил свою первую гитару и, наконец, получил возможность заниматься любимым делом – сочинять музыку. После демобилизации в 54-м Джонни Кэш поселился в Мемфисе, женился на техаске Вивиан Леберто и решил осваивать смежную с музыкой профессию радиоредактора. В то же время создал свою первую группу в коллективе с гитаристом Лютером Перкинсом (Luther Perkins) и басистом Маршаллом Грантом (Marshall Grant). Трио играло кантри, в основном, на местной радиостанции KWEM, параллельно безуспешно обивая пороги рекординговых компаний.

Просвет в неудачливой карьере забрезжил в 1955 году, когда владелец Sun Records Сэм Филипс, наконец, согласился прослушать Джонни Кэша. Однако, творчество будущей легенды не заинтересовало продюсера как малоконъюнктурное. Но спустя пару месяцев настойчивый Кэш добился-таки расположения дядюшки Сэма. Так на свет появился двойной сингл "Cry Cry Cry"/"Hey Porter", записанный вместе с Лютером Перкинсом и Маршаллом Грантом. Пластинка заняла 14 место кантри-чарта и около года оставалась в хит-парадах Луизианы. Второй сингл "Folsom Prison Blues", предъявленный публике в начале 1956 года, первым финишировал в Тор 5 кантри-чарта, а третий "I Walk the Line" сразу стал хитом и продержался шесть недель, пофигурировав и в Тор 20 поп-рейтинга.

Так же стремительно начался для карьеры Джонни и 57-й год. Хиты следуют один за другим, с завидным постоянством задерживаясь в хит-парадах. Его неповторимый музыкальный стиль становится узнаваемым и популярным. Но Джонни продолжает искать в творчестве свой собственный путь, параллельно оттачивая сценический образ. В результате его мощный, глубокий, объемный, резонирующий, проникающий баритон и сочная, акцентированная гитара явили миру неслыханный доселе кантри-саунд. Со временем кэшевское звучание стало в мире кантри-жанра фундаментальным и эталонным. Он стал настолько популярен, что руководство лейбла оказало ему высочайшее доверие, выпустив дебютный альбом артиста "Johnny Cash With His Hot and Blue Guitar" лонг-плеем. Следующий сингл "Ballad of a Teenage Queen" продержался в лидерах хит-парадов девять недель подряд.

В следующем году Кэш разрывает отношения с Sun Records, предпочтя более лояльную к любимой им, но некоммерческой музыке госпел и более щедрую Columbia. В этот период он пишет свои самые гармоничные сочинения: синглы "All Over Again", "Don"t Take Your Guns to Town" и лонг-плей "The Fabulous Johnny Cash", продолжая покорять хит-парады. С 1959 года Джонни Кэш – завсегдатай радиоефиров. Он стал настолько популярен (читай «прибылен»), что лейбл Columbia расщедрился на осуществление его заветной мечты – госпел-альбома "Hymns by Johnny Cash". Особого спроса, как и можно было предвидеть, пластинка не принесла. Но Кэш еще много раз, вплоть до конца 70-х, будет настойчиво обращаться к любимому жанру.

...Начало 60-х. По 300 выступлений в год, не считая студийной работы. 28-летниий музыкант чувствовал себя истощенным. Еще в 59-м он стал принимать амфетамины. Спустя пару лет стал закоренелым наркоманом. Нет сил, нет вдохновения. Изредка его новые синглы с трудом дотягивали до последних строчек хит-парадов.

Когда контракт с Columbia завершился, обе стороны почувствовали приятную легкость. Следующим хозяином Кэша стал лейбл Mercury Nashville, надо заметить, не особо церемонившийся с гаснущей звездой. Радиостанции стали предпочитать более молодых исполнителей кантри. Все пошло наперекосяк.

Концерты – единственное, на чем продолжало держаться творчество Кэша. Разрыв с семьей, многочисленные проблемы с полицией, в том числе обвинение в поджоге леса. Кэш стал неинтересен как музыкант и неуправляем как человек.

Внезапное вдохновение пришло от жены одного из собутыльников, композитора и исполнительницы кантри, Джун Картер. Созданный ею в соавторстве с Мерль Килгор сингл "Ring of Fire" семь недель удерживал лидирующие позиции в кантри-чарте. В 1964 году Кэш записал свои шедевры: сингл "Understand Your Man" и альбом "I Walk The Line". Вернулось вдохновение, а вместе с ним и популярность.

Но разразившийся в очередной раз скандал с полицией пресек всякие надежды на их продолжительность. Кэша арестовуют в Эль-Пасо за попытку нелегальной перевозки амфетаминов. Дело замяли, но учредители его телешоу «Grand Ole Opry» отказались от его дальнейшей работы над проектом.

Жена подает на развод, певец уезжает в Нешвиль. И снова его спасает от депрессии Джун Картер, которая к тому времени тоже была свободна от брачных уз. Именно она помогает ему избавиться от наркотической зависимости, приведя Кэша в христианскую церковь. В конце 60-х музыка Джонни Кэша снова покоряет радиоэфир. Его синглы "Jackson" и "Rosanna"s Going Wild" стали настоящими хитами, а альбом «Jackson» стал первым в череде осыпаемых престижными музыкальными наградами. Во время одного из шоу в начале 68 года артист предложил Джун Картер руку и сердце. Вскоре они поженились.

Шестьдесят восьмой – самый удачливый год в жизни Джонни Кэша. Джонни Кэш был одним из первых, кто начал выступать в тюрьмах - его альбомы “Johnny Cash at Folsom Prison (Live)”/"68 и “Johnny Cash at San Quentin (Live)”/"69 стали культовыми. Первый через несколько месяцев после выхода стал золотым. Сингл "Folsom Prison Blues"принес исполнителю премию Grammy за лучший кантри-вокал. Песня "A Boy Named Sue" из второго альбома стала самым успешным хитом в карьере Кэша, покорив вторую строчку американского поп-чарта и сделав певца обладателем еще одной Grammy за лучший кантри-вокал. Его выступления в «местах не столь отдаленных» - это не конъюнктурное заигрывание с заключенными и спекуляция на выгодную тему - этот человек своими выступлениями честно излагал свою мужскую и гражданскую позицию: "Да, приходится признать, что при существующей пенитенциарной системе настоящий человек нередко оказывается в положении подсудимого".

Совместная работа с Бобом Диланом над альбомом "Nashville Skyline" в стиле кантри-рок принесла Кэшу дополнительную известность и обеспечила первого знаменитого гостя в его авторском шоу на канале АВС «The Johnny Cash Show».

В 70-м он выступает вместе с Джоном Уильямсом и оркестром Boston Pops Orchestra, делает шоу в Белом Доме по просьбе президента Соединенных Штатов Ричарда Никсона. Помимо напряженного концертного и студийного графика, а также работы над своим рейтинговым телешоу, Джонни Кэш успевает сняться в фильме "The Gunfight", где его напарником по съемочной площадке стал Кирк Дуглас, а заодно и самому стать главным персонажем документального фильма. Он создает музыку для 35 кинолент и телесериалов. Он ведет кампанию по защите гражданских прав коренных американцев и тюремных заключенных. По словам Квентина Тарантино, тоже включавшего его песни в свои фильмы, "истории Джонни Кэша о провинциальных грабителях и убийцах мало чем отличаются от историй гангста-рэпперов о преступлениях в гетто. Кэш поет о людях, которые пытаются убежать - от закона, от бедности, в которой они родились, от тюрьмы, от безумия жизни. Единственное, от чего сбежать им не удается, это раскаяние".

К середине 70-х интерес к его творчеству заметно поутихнет. Как-то больше по инерции давние и непременные, но заскучавшие его поклонники хорошо принимали хит-синглы "One Piece at a Time", "(Ghost) Riders in the Sky", "There Ain"t No Good Chain Gang". В 1975 году артист опубликовал автобиографическую книгу "Man in Black". Разлетевшаяся по миру огромным тиражом книга навсегда закрепит за ним образ «мужчины в черном».

В 1980 году Джонни Кэш стал самым молодым артистом, которого принимали в Зале Славы кантри. Ему было 48. Это событие завершало период его выдающихся прошлых достижений, повлекших небывалый успех. А в настоящем тиражи его пластинок продолжали неизбежно падать.

Джонни Кэш еще не раз будет менять рекординговые компании, создаст множество песен, одни из которых обернутся полным провалом, другие вернут его на лидирующие места хит-парадов и благосклонность слушателей. Его работы периода 90-х на лейбле American Records в группе «The Highwaymen»: пластинки "American Recordings"и "The Road Goes on Forever", сольник «Unchained», записанный совместно с группой «Heartbreakers», были удостоены Grammy. В 1998 году опубликована популярная «VH1 Storytellers». Через два года, накануне 70-летнего юбилея певец подготовил для своих поклонников ретроспективный бокс-сет на трех компакт-дисках и записал новый альбом «American III: Solitary Man». И снова его новое детище «Solitary Man» получила Grammy за «лучший мужской кантри-вокал». В 2001 году президент США Джордж Буш вручил певцу Национальную медаль искусств.

В конце 2002-го на закате дней певец переживал творческий подъем: убедительный лонг-плей "American IV: The Man Comes Around", и очередная Grammy за исполнение сингла "Give My Love to Rose" не заставила себя ждать. Голос Кэша был признан лучшим среди всех других голосов в стиле кантри.

2003 — самый знаковый год для Джонни Кэша. Режиссер Марк Романек (Mark Romanek) снял на кавер-версию трека Nine Inch Nails "Hurt" авторства Кэша настолько шедевральный видеоклип, что его признали лучшим видео года на церемонии вручения MTV Video Music Awards. Но не успел 71-летний «бог кантри» до конца насладиться неожиданной победой, как сообщение о смерти самого важного человека в его жизни, его жены, верного друга и многолетнего соавтора Джун Картер, окончательно подкосила его и без того подорванное диабетом и прошлым увлечением наркотиками и алкоголем здоровье. 14 мая 2003 года скончалась Джун Картер. 12 сентября 2003 года не стало Джонни Кэша.

В 2003-м его дети принимали три посмертных награды Кэша на церемонии вручения Country Music Association Awards. В феврале 2004 года, когда Кэшу исполнилось бы 72 года, музиндустрия по-своему почтила память музыканта. Устроители Grammy назвали клип "Hurt" лучшим музыкальным видео. Двух наград удостоилась и Джун Картер, в том числе за лучший фольк-альбом.

«Когда я впервые услышал альбом “Johnny Cash at Folsom Prison (Live)”, я потерял сон — я не слышал другого подобного приема! Включите проигрыватель, послушайте! Когда после первых же приветственных слов Кэшa "Hello! I"m Johnny Cash!" зал взрывается овацией, у тебя волосы по всему телу встают дыбом! Сколько бы раз ни слушал! И осознаешь: вот это СИЛА! И чувствуешь всеми фибрами: на сцене Честность и Открытость в максимуме своих проявлений! Вот это Человек! Вот кого стремишься слушать в первую очередь!». «Man in black», человеку-легенде Джонни Кэшу посвящается...

Запись опубликована в рубрике Музыкальные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.