"Живот" – именно так называется новый альбом днепропетровского трио "И Друг Мой Грузовик"...
В очередной раз подтверждая свою оригинальность, "Грузовики" не просто сделали диск, а смоделировали в студии концертную запись, куда попали как проверенные временем хиты, так и несколько новинок.
Во второй половине февраля коллектив отправится в гастрольный тур в поддержку пластинки и, конечно же, заедет в Москву. Концерт, который пройдет 23 февраля в клубе "Икра", ко всему прочему будет приурочен к 10-летию первого концерта "Грузовиков" в России.
Накануне нового творческого этапа в жизни группы фронтмен "Грузовиков" Антон Слепаков поведал в интервью "Ленте.Ру" о записи "Живота", распространении музыки в Сети и нелегкой, но насыщенной жизни независимого музыканта.
- Как родилась идея записи "концертного" альбома в студии? Вы правда считаете, что вашим предыдущим пластинкам не достает драйва?
- Мы давно собирались записать концертный альбом, но ни один выпускающий лейбл не заинтересовался этой идеей в полной мере. Идея так и повисла в воздухе. Вплоть до весны 2009-го года, пока мы не приехали в Израиль играть концерты. Наш друг и промоутер Витя Левин обмолвился как-то, что ему нравятся наши концерты, но альбомы он слушать не может, не то. Естественно, не то. Но мы и не пытались на альбоме воспроизвести концертный дух, это невозможно, ни технически, ни эмоционально. Так что лично мы альбомами довольны. Это иллюстрации к периодам нашей жизни, истории, то, как мы умели играть тогда, насколько удачно применяли технические ухищрения... Но концертный диск тоже был нужен.
И вот Левин сделал нам предложение, от которого невозможно было отказаться - записать такой альбом на ближайшем нашем израильском концерте в клубе Levontin. Конечно, мы с радостью согласились и ударили по рукам. Но наутро в идею были внесены коррективы. Для того чтобы делать запись, в клубе была нужна очень мощная техническая база и бригада инженеров, очень много затрат по монтажу серьезного оборудования и т.п. Кроме того, концерт ведь мог получиться и не совсем удачным по атмосфере, в общем, определенный риск; и Витя предложил следующее – сделать запись в студии Kitcha концертной по духу и идентичной по драйву; в студии уже все было скоммутировано и подготовлено, и нам оставалось только зайти в ателье и начать играть. Интересные ощущения – концерт без зрителей, музыканты, разделенные прозрачными дверьми студии, но все свищет и ухает так, что шевелятся волосы. Песни выбрали совместно с Витей - на каких-то он настоял, какие-то выбрали мы, решили сыграть и несколько новых композиций. Практически без дублей. Останавливались раза четыре... мелкие огрехи и неточности не переписывали, равно как и не совсем восстановившийся после концертов накануне голос.
- Что означает/символизирует название диска?
- Да как-то сразу всплыло это слово, как показалось, очень подходящее по определению к тому, чем мы занимались в студии. К примеру, Левин забавно высказался: "У меня, кстати, мой любимый звук бас-гитары, такой гудяще-низкий, ассоциируется именно с животом. Потому что живот трясется, если стоять рядом с усилителем". Потом уже был сочинен пресс-релиз. "...Живот это практически единственная вещь, которая выдает истинный возраст человека. Он может выглядеть моложаво, пить можжевеловый настой и спать, открывая на ночь форточку, но долго скрывать живот под одеждой еще никому не удавалось. Это своего рода приговор нашей беззаботной молодости, беспечности и привычкам не думать о завтрашнем дне, противоборстве с внутренним "я", думах и размышлениях, немалой силе воли, лени и разных иных вещах, уместившихся в тот или иной временной отрезок..." Тур в поддержку альбома, соответственно, называется "Не жалея живота своего".
- Насколько я понял, это ваш первый альбом, который был записан не на студии "Добролет" в Питере и не звукорежиссером Tequilajazzz Андреем Алякринским? Как так случилось? И планируете ли в будущем продолжить сотрудничество с Андреем?
- Альбом, пожалуй, да, ну а вообще мы уже записывались без Андрея. Песню с "Танком На Майдане Конго", с "Детьми Picasso" и "Крузенштерн и Пароход" в том же Израиле. Просто так вышло, что его рядом с нами в тот момент не было. С удовольствием поработаем с ним еще, если такая возможность выпадет. Он не только крутейший специалист, но и очень действенный творческий партнер, предлагающий весьма неожиданные структуры и фактуры.
- Подверглись ли каким-либо изменениям, например в аранжировках, старые композиции, попавшие на диск?
- Сыграно все абсолютно идентично концерту, а на концертах мы часто что-то меняем, импровизируем, шутим. Так что наверняка что-то покажется кому-то не совсем привычным.
- Какие новинки можно будет услышать на "Животе"? Попадут ли туда, например, уже хорошо известные "Радиостанции" и "Какие пластинки вы можете выделить в 2009-м?"
- Да, будут четыре относительно новые песни: "Молодежи", "Мир Для Худых", "Радиостанции" и "Папа Играет на Бас-гитаре".
- Ваша предыдущая пластинка доступна в Сети бесплатно, в случае с "Животом" вы решили отказаться от этого и, наоборот, призываете поклонников не выкладывать альбом в интернет. Чем обусловлена такая позиция?
- Можно расценивать этот шаг как угодно, да хоть и как пиар-ход в период глобального Free Download - нашлись чудаки, которые что-то там просят... наивная блажь. Но тем не менее это попытка хоть на секунду задуматься о судьбе музыкоиздательства. Этот альбом не больше чем гипсовый слепок концерта; те, кто на нем не побывал, все равно не получат тех эмоций и впечатлений. А представление о группе можно получить по другим работам, которые лежат в Сети в самых разных и доступных местах.
- Вы действительно верите, что диск не появится в торрентах и на файлообменниках? Как ни крути, CD – это уже просто подарок на полку, и слушать вашу новинку большинство будет в mp3-плеерах, поэтому копии где-то в Сети наверняка всплывут. И как вы будете это регулировать? Отслеживать и удалять?
- Книга - это тоже подарок на полку, практически бесполезная, занимающая место после ее прочтения и осмысления, да и вообще, кроме дисков и книг, разве мало на наших полках по-настоящему полезных вещей?!
Конечно, диск уже через час будет в сети! Мы не будем ничего отслеживать и удалять. Если человеку хочется скачать - пожалуйста. Мы просто просим не выкладывать. Думаю, наши друзья и слушатели так и поступят. Если вас ваша девушка просит "ой, я тут на фото получилась слишком толстой, не показывай никому, пожалуйста". Но вы-то знаете, что это просто неудачный свет и ракурс, да и вообще очень хорошо ее знаете и любите всякой, худой, полноватой? и в принципе близким людям и друзьям фото вполне себе можно и показать. Вот так и в случае с нашим альбомом....
- На вашей странице "В контакте" опрос по поводу "Живота" уже разделил поклонников надвое: половина говорит, что купит диск; остальные говорят, что скачают его, мотивируя, например, тем, что до их городов альбом попросту не дойдет. Как быть с теми, кто не в столицах и кого тяжело охватить дистрибуцией?
- Наша последняя работа "НеГрузовики - Не Улыбаются" вызвала немалый резонанс, и в том числе нам писало много людей, готовых поддержать нас финансово. Мы не очень верим во все эти электронные кошельки и Webmoney и предлагаем нашим слушателям приобрести новую пластинку. Для этого мы постараемся охватить как можно больше городов, в которых можно организовать концерты. За всю дистрибуцию мы, конечно, ответить не сможем, но мы будем способствовать появлению диска всеми возможными способами. Мы уже сейчас размышляем о следующей студийной пластинке; о том, на какие средства и каким способом ее издавать. Так что помощь всех людей, купивших "Живот", будет весомым вкладом в нашу следующую работу, а также новые релизы небольшого лейбла Auris Media.
- Вы работали раньше и с крупными лейблами ("Мистерия звука", вроде бы "Никитин"), и с независимыми ("Вдох"), и самостоятельно. Как случилось, что сейчас вы оказались на небольшом израильском лейбле "Auris Media"? Это действительно наилучший вариант из всех опробованных?
- Каждому овощу свой срок. Мы пробовали и так, и эдак. Сейчас нам очень приятно представлять маленький, но гордый лейбл, где нет никакого шлака. Быть в каталоге с Ганелиным, Федоровым, Tatsuya Yoshida etc. для нас немалая честь.
- Легко ли быть независимым музыкантом? Если по-честному, на жизнь хватает? Не приходится где-то дополнительно подрабатывать?
- Нелегко. Не хватает. Приходится.
- Концерт в "Икре" посвящен круглой дате, и для него готовятся какие-то эксклюзивные вещи включая, например, приглашенного гостя. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что ждет зрителей.
- Ну, во-первых, будут сыграны песни с первого альбома, которые уже не игрались на концертах много лет. В том числе легендарные "Колеса", не звучавшие со сцены лет эдак девять. Прозвучит практически та программа, с которой мы приехали покорять столицу в 2000-м. Кроме того, будут специальные гости – украинское инструментальное трио DOK, очень нас впечатлившее в записи и особенно живьем.
- На концерте в клубе Gogol в Москве, прошедшем накануне первого тура выборов президента Украины, вы остроумно заметили, что сделали свой выбор в пользу Гоголя. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в родной стране, и каким вы видите ее будущее? Комфортно ли вам живется сейчас в творческом и бытовом плане? Где вы ощущаете себя более востребованными, в России или на Украине?
- Наша востребованность и творчество никак не связаны с политической ситуацией; мы как не играли на политических концертах, так и не играем. Вопрос комфорта и быта довольно относителен, всегда хочется что-то улучшить... Как любому современному музыканту, хочется иметь под рукой хорошую аппаратуру, новейшее оборудование, гастрольный автобус, техников.... Но это, конечно, нужно заслужить, и мы работаем над этим вопросом.
- "Грузовиков" всегда окружала какая-то загадка, таинственность – взять хотя бы название, из которого сначала пропало местоимение "Я", а затем ему на смену пришло блуждающее многоточие. Или, например, долгое время не афишировалась фамилия Антона, пока она не всплыла в выходных данных саундтрека к "Бумеру". Это сознательное мифотворчество, разграничение искусства и жизни? Насколько лирический герой Антона совпадает с реальным Антоном Слепаковым?
- В чем-то совпадает, в чем-то нет; что-то получилось случайно, что-то уже домыслили окружающие. Пусть эти мифы останутся на нашей совести и в нашем прошлом. Это наша давняя игра по типу дворовых забав в "разведчиков и шпионов", и, конечно, выдать вам все с потрохами означает полный провал операции, поэтому будем продолжать трудиться под прикрытием из мифов и псевдонимов.
- Вопрос Ростиславу Чабану от одного басиста-любителя из редакции "Ленты.Ру". Как долго вы учились играть и почему выбрали именно бас, ведь девчата любят гитаристов. И как вам нравятся басист Mudvayne и новый басист Metallica? От себя добавлю: каких в принципе бас-гитаристов почитаете, на чьей игре учились?
- Время отсчета учебы - примерно с шестого класса школы. Как и большинство басистов, случайно - это ведь в большинстве своем забракованные гитаристы, которые потом получаются вполне неплохими басистами. Mudvayne никогда не слушали, а у "Металлики" все в порядке, там кого попало в группу не берут. Много басистов хороших, но нет такого, чтоб конкретно разграничивать музыкантов на басистов и не басистов. Тем более наш проект "НеГрузовики" засвидетельствовал наши творческие амбиции в области музыки, которая делается не только на бас-гитаре и барабанах.
- "Грузовики" сменили уже четырех ударников. Как в группу попал Денис Швец? Вы наконец нашли того, кого искали?
- Да, однозначно нашли. Это давний славин кандидат, к которому он приглядывался уже несколько лет. И когда место барабанщика оказалось вакантно, Слава сразу предложил Дениса, который, несмотря на свой юный вид, очень много занимался, был и остается очень перспективным барабанщиком.
- Планируете ли вы продолжать проект "НеГрузовики"? И что еще нового в планах группы?
- Проект "НеГрузовики" пока "заморожен". Бешеного интереса концерты этого коллектива не вызвали. Да, многим было любопытно, но не более. Кроме того, у "НеГрузовиков" гораздо сложнее технический райдер, на одного человека больше... Предложений от промоутеров пока нет. Хотя альбом "Не Улыбаются" был с очень большим интересом и даже некоторым ажиотажем воспринят слушателями самых разных слоев, а концерты "НеГрузовиков" на питерском "Стереолете" и киевском "Гогольфесте" были весьма и весьма впечатляющи... Есть заготовки 10-11 тем для второй программы, но все пока разрознено и в черновиках. Пока мы не приступим к новому альбому "Грузовиков", "НеГрузовики" откладываются все дальше и дальше.
- Вопрос, который волнует многих меломанов-любителей статистики, - какой из чуть ли не десятка ваших профилей на Last.fm считать аутентичным?
- Так как никто из нас Last.fm не пользуется, то ответить квалифицированно мы не сможем. Все эти профили создали наши поклонники, и мы к этому не имеем прямого отношения. Мы поддерживаем наш официальный сайт и отчасти ЖЖ–сообщество, краем глаза поглядываем в майспейс. Все остальное - наши слушатели, которые здорово помогают нам с этим социальными сетями.
- Напоследок блиц: Заходишь ли в Китайский летчик Джао Да?
- Только если мы там играем.
- Кто такие швейцарские бароны?
- Очень почетный сан лучших представителей профессии швейцаров.
- А вы ощущаете ваши трудновыводимые пятна?
- Постоянно, как и все, кто стирает руками.
- Мои цветные колеса, куда несете меня?
- Домой, конечно.
- Давай угощу попкорном?!
- В принципе, это можно.
- Значит, все так и надо?
- Все-таки надо.
- Какие пластинки вы можете выделить в 2010-м году?
- Massive Attack, Liars, Shearwater, ну и дослушиваем то, что не успели в 2009-м, - завалы уже очень большие!