В СДК МАИ прошла пресс-конференция группы «Ария» и участников «Ария-Фест», посвященного 25-летию группы. Музыкантов наградили медалью «Золотые таланты планеты».
По словам организаторов, СДК МАИ не случайно было выбрано в качестве места проведения пресс-конференции, посвященной 25-летию «Арии». Именно здесь 25 лет назад прошел первый концерт группы.
На пресс-конференции группа «Ария» получила медаль «Золотые таланты планеты». Ее вручил музыкантам Председатель «Императорского Общества» Валерий Дмитриев. По словам В.Дмитриева, решение о вручении награды было принято потому, что музыка группы «привнесла в жизнь людей гораздо больше, чем музыканты могут себе даже представить».
«Я сам эмигрант, жил в разных странах. Я знакомил с творчеством «Арии» многих людей и в Европе, и в США, и в Африке. Может, не все знали эту группу, но когда мы показывали это, не вызывало сомнений, что это великие профессионалы своего дела. Если учесть развал Советского союза, группа известна и заслуживает особого внимания на постсоветском пространстве. Благодаря песням «Арии» многие люди находили кто-то отдушину, кто-то черпал сил для жизни в тяжелых условиях тяжелых 80-х и безбашенных 90-х годов. Поэтому, несомненно, эта группа заслуживает всеобщего признания», - заявил В.Дмитриев.
Владимир Холстинин, которому выпала честь принять медаль от лица группы, признал, что растерян и обескуражен. «С нами это в первый раз. Наша музыка начиналась, как гонимая. Потом нам разрешили выйти на сцену, но с оговорками. И всю нашу жизнь мы чувствовали себя скорее какими-то изгоями. Поэтому когда раздаются такие голоса, что кто-то получил там приз, или звание, или какую-то награду, мы всегда говорили: у нас есть награда – это любовь нашей публики, и больше нам ничего не надо. Я чувствую себя очень неудобно, но мне очень приятно, что мы получили такую награду», - сказал В.Холстинин.
20 ноября в Санкт-Петербурге и 27 ноября в Москве состоятся большие юбилейные концерты группы «Ария» - так называемые «Ария-Фест».
В пресс-конференции приняли участие Сергей Попов («Ария»), Максим Удалов («Ария»), Виталий Дубинин («Ария»), Владимир Холстинин («Ария»), Артур Беркут («Ария»), Валерий Кипелов («Кипелов»), Алик Грановский («Мастер»), Сергей Терентьев («Артерия»). В концертах также примут участие группа «Мастер» и Наталья О’Шей («Мельница»).
- Почему вы решили отмечать 25-летие «Арии» таким большим составом?
Беркут: У нас в России принято отмечать праздники и юбилеи. Мы хотели не отставать от этого, и праздновали и 15 лет, и 20 и теперь вот 25, и считаем, что это прекрасный повод, чтобы собрать всех своих бывших коллег.
- Известно, что режиссер-постановщик юбилейных концертов – Юрий Соколов, человек, с которым вы давно сотрудничаете. Скажите, что интересного он готовит к этому концерту?
Дубинин: Юрий Соколов всегда отличается тем, что все его задумки становятся ясны в последний момент, буквально на самом концерте. Даже на саундчеке перед концертом не всегда знаешь, что будет. Предстоящие концерты не стали исключением. Мы все узнаем практически за 2 часа до концерта, но то, что это будет как всегда неординарно – это несомненно.
- Были ли уже какие-то совместные репетиции?
Кипелов: Да, совместная репетиция была, поскольку необходимо вспомнить старые песни перед тем, как выходить на сцену, придумать какие-то интересные штучки. Надеюсь, сегодня после пресс-конференции мы еще порепетируем, пройдем несколько песен. У нас серьезный подход к этому делу.
- Вопрос к Сергею Терентьеву, Алику Грановскому и Валерию Кипелову. Вы уже определились, какие песни будете играть на юбилее - ваши песни, какие-то песни группы «Ария»?
Терентьев: Конечно, это будут песни группы «Ария». Возможно, мы сыграем одну песню из нашего репертуара.
Грановский: Сергей все сказал, мы все сыграем по одной песне.
Кипелов: Мы построили программу так, чтобы сыграть несколько песен из репертуара группы «Кипелов» и, соответственно, сыграем несколько песен, которые были записаны в составе группы «Ария».
- Вопрос к участникам группы «Ария». Будут ли чем-то отличаться питерский и московский концерты?
Попов: Мы не хотим, чтобы они отличались глобально: составом участников, песнями.
Кипелов: Мы думали и решили, что, возможно, будем менять песни, по крайней мере, свои. Может быть, поменяем и репертуар песен, записанных в составе группы «Ария».
- Юбилейные концерты в формате фестиваля пройдут в Москве, в Питере, еще вы сказали про Екатеринбург…
Кипелов: Да, но Екатеринбург будет отдельно. Те люди, которые делают шоу, это будет только Москва и Питер. Екатеринбург – это совсем другие устроители, они просто предложили нам такой же формат сделать в Екатеринбурге. Были и другие предложения - Киев, Минск, но получилось так, что со временем никак не получается, у каждой из групп еще свои гастрольные планы. Ну и наверно хотелось бы, чтобы не была какая-то система, таких концертов должно быть немного, чтобы они запомнились.
- Да, но многие из поклонников не имеют возможности приехать в Москву и Питер, однако тоже хотят получить шоу.
Кипелов: Да, и может быть, что мы это сделаем в следующем году, потому что юбилей можно справлять долго. Тем более, в наших русских традициях.
- Вопрос Артуру Беркуту. Единственный участник этого концерта, который никогда не принимал участие в Арии – это Хелависа. Почему решили записать дуэт именно с ней?
Беркут: Была идея сделать эту песню как дуэт. Тем более, что эта песня исполняется, в том числе, и на акустических инструментах, на концерте будет фортепиано и еще один инструмент, это пока сюрприз. Кроме того, эта композиция разложена по ролям, по мизансценам.
- Были ли вы на концертах других групп, и какие шоу именно как шоу вам хотелось бы повторить?
Попов: Атмосфера каждого концерта своя, и самодостаточна. А уж в исполнении Юрия Соколова!
Удалов: Я тоже согласен. Большой концерт всегда интересен, особенно когда это полноценное шоу в большом зале. Одна и та же программа не будет смотреться одинаково с большим количеством элементов светового и звукового шоу.
Дубинин: Мне сложно что-то добавить. Если сравнивать наши концерты с концертами западных групп, то, наверно, нам на сегодняшний день не удастся сделать такое шоу, какое позволено им. В Олимпийском точно не разрешат никакую ни пиротехнику, ни прочие спецэффекты, хотя лично мне хотелось бы, чтобы они были на концерте. Эти ограничения почему-то именно для российских групп. Мы задавали этот вопрос руководству Олимпийского, и нам сказали, что это невозможно. А на Раммштайне - можно!
Беркут: Мне хотелось бы больше импровизации. Часто бывает, что загадываешь, а не срабатывает, и очень сильно расстраиваешься. На самом деле есть какие-то идеи, и чем больше их на концерте воплощаешь, тем больше живости.
Кипелов: Я добавлю. Дело в том, что не всегда получается то, что хочется. Мы можем планировать массу спецэффектов, но во-первых, есть экономическая составляющая, а во-вторых отечественным группам действительно не всегда позволено делать то, что позволено западным. Но, например, недавно Оззи приезжал, и ничего такого не было. А многие считают, что шоу отвлекает внимание от того, что происходит на сцене. Мы постарались, чтобы в разумных пределах было и то, и другое.
Терентьев: Мне очень нравилась работа Юрия Соколова, особенно его работа с огнем. На мой взгляд, это очень и очень динамично и придает энергию концерту. Огонь – это очень здорово. Правда, жарко, зато публике очень приятно смотреть.
- Вопрос к Валерию Кипелову. Не соскучились по каким-то отдельным арийским песням?
Кипелов: На самом деле, я соскучился по этим песням. Есть много хороших песен, которые мы не исполняем в составе группы «Кипелов», и часто нас просят это сделать. После двадцатипятилетия, после каких-то согласований с ребятами, мы, может быть, будем исполнять эти песни. Я этого не исключаю.
- Вопрос всем музыкантам. Что вы думаете о проблеме Химкинского леса и будете ли высказываться на эту тему?
Попов: Для того, чтобы высказываться о проблеме, надо владеть достаточной информацией. Мы владеем информацией, которую нам вкачивают в уши, в том числе и пресса. Поэтому очень сложно судить по обрывкам того, что мы знаем. Надо знать проблему изнутри.
Удалов: Я очень часто пользуюсь трассой, которая проходит через Химки. Честно говоря, я человек не оторванный от жизни, но не очень понимаю в чем там проблема. Трассу хотят построить через лес? Трассу надо строить однозначно. Все, кто там ездят, знают, что трассу надо строить. Наверно, можно найти какие-то варианты.
Дубинин: Я считаю, что Химкинский лес стало уже нарицательным названием. Думаю, что все, что собирается сделать московское или федеральное правительство, сначала надо выносить на обсуждение жителей, которых это задевает, а потом уже принимать решения. Мы же действительно не знаем, в чем там проблема. То, что происходит так, как происходит у нас, лично мне не нравится. Как мы можем на это повлиять – тоже не представляю.
Кипелов: Я целиком и полностью согласен с Виталием. У нас всегда так – сначала режут, а потом начинают отмерять. Есть хорошая поговорка: семь раз отмерь, один отрежь. Думаю, что прежде, чем делать такие серьезные изменения, такие масштабные проекты, как прокладка дороги, должны быть взвешены все за и против – и экологическая обстановка, и экономическая составляющая, и мнение жителей. Когда страдает либо одно, либо другое – я считаю, что это плохо.
Беркут: Я считаю, что все высказывания ничего не значат. Они сделают так, как им надо.
Грановский: Был на даче у знакомого, и мне пришлось пройти по этой дороге. Это ужасно выглядит. Лесоповал. А главное – там не происходит никакой работы. Много сотен огромных, вековых деревьев повалено. Ужасно. Думаю, надо обойти лес и проложить дорогу на 15 км дальше от Москвы, потому что лес – это легкие Москвы.
Терентьев: Дорога нужна, дорога будет, самое главное – чтобы она легла не через лес.
- Есть ли какие-то молодые группы, которые вы можете назвать своими преемниками?
Кипелов: Сложный вопрос, на самом деле. Мы росли в другое время, и я не знаю сейчас группы, которые играли бы именно хэви-метал.
Дубинин: Я считаю, что было бы глупо, если бы молодежь вдруг заиграла музыку 80-х годов прошлого столетия. И даже если они бы захотели это играть, у них получилось бы по-своему. Потому что музыкант преломляет музыку через себя и через то время, когда он, по крайней мере, начинает играть.
- Если бы вы имели возможность снова вернуться в прошлое, какой год из истории группы вы хотели бы снова прожить?
Дубинин: Я бы хотел прожить заново 2002 год и сделать так, чтобы не произошло развала группы.
Кипелов: Я хотел бы вернуться еще раньше, год, наверно, в 1987, когда мы записывали «Герой асфальта». Это знаковый альбом, замечательное было время, мы творили, мы были моложе, и вообще хотелось бы вернуться далеко назад, когда мы были молодыми, задорными, легче переживали все катаклизмы мировые и внутренние, и находились в гармонии с самими собой.
Холстинин: Я готов вернуться в любой год, потому что были у нас и радости, и трудности, которые делали нас сильнее, но, честно говоря, не хочется возвращаться в прошлое, и жить прошлым, а задумываться о будущем – уже как-то не очень, возраст, наверно, не тот. Мне нравится настоящее, мне нравится то, что мы делаем, мне нравится жить сегодняшним днем, я получаю от этого большое удовольствие.
- Вопрос Грановскому. Песню «Тореро» в программе «Танцы со звездами» переложили на более классическую основу и исполнили ее в виде танго. Какие вы слышали свои песни в неожиданном исполнении и как вы к ним относитесь?
Грановский: Не слышал эту версию. По поводу песен – ко всем детям нужно относиться с уважением.
- А как вы отнеслись к идее песни «Тореро» в контексте фильма «Дорогая Елена Сергеевна»?
Кипелов: Я смотрел этот фильм. Мне позвонили и сказали, что есть такой момент, когда ученики, которые пришли к Елене Сергеевне, громят ее квартиру. Честно говоря, мне это не очень понравилось, потому что наши песни никогда не были олицетворением насилия. Тем более песня «Тореро». Да, защитники животных могут сказать, что коррида – это насилие над животными. Я не согласен, что это насилие. Был на корриде – и не согласен. Это искусство. Но с нами это не согласовано, и даже в титрах нас нет.
- А что скажете о строчке из песни Чачи Иванова и Нойза МС «Без тебя я как ариец без Кипелова»?
Кипелов: Я не согласен с этой строчкой. Это не из-за скромности, «Ария» и без меня замечательно себя чувствует.
- По поводу сотрудничества с Хелависой. Что появилось первым – идея записать дуэтом песню, а потом уже появилась Хелависа, или сначала возникла идея пригласить ее?
Дубинин: Мне очень нравится творчество группы «Мельница». И когда встал вопрос от того же Юрия Соколова о том, что неплохо бы сделать дуэт с каким-нибудь российским исполнителем, я предложил кандидатуру Хелависы. Потом уже появилась идея «Там высоко», потому что, как правильно сказал Артур, там два действующих лица. Предложили это Наталье, и она с радостью поддержала идею.
- В 80-х годах было очень много групп хард-н-хэви, и в 90-е все как-то сдулись. Почему, на ваш взгляд, сдулись эти группы, и не сдулись вы?
Холстинин: Этот вопрос нам задают всегда. «В чем секрет вашего успеха?» Мы не знаем, если честно. Каждый раз, когда я задумываюсь, мне приходя какие-то банальные вещи в голову. Там, честно делаем свое дело, не сворачиваем со своего пути… Смешно, правда?
Кипелов: Не смешно.
Холстинин: Может быть, песни были хорошие.
Кипелов: Я добавлю. На самом деле будет нескромно говорить, что кто-то хуже, кто-то лучше. Я помню тот период, когда все стали играть эту музыку, очень популярную, стали одевать металлическую атрибутику и играть достаточно жесткие риффы. Думаю, мы никогда не делали из этого конъюнктуры. Мы занимались этим делом, любимым делом, от всего сердца, от всей души, выкладывали все, что у нас накопилось внутри. Нам очень хотелось играть музыку, и не где-то в подвалах, а на больших сценах, но не всегда была такая возможность. Потом в начале 90-х многие стали уезжать, стали петь по-английски, и тех, у кого получилось, - можно назвать единицы этих групп. Мы всегда работали для своего слушателя, для своих зрителей. У нас достаточно мелодичные песни, мы старались трепетно относиться и к мелодии, и к текстам. Наверно, все это вместе и сыграло такую роль. Кроме того, мы занимались только этим. Подрабатывали и сторожами, и извозчиками, но продолжали заниматься любимым делом. Наверно, в этом и есть секрет - надо оставаться настоящим и до конца.