«Кому пролог, а кому – эпилог». Эта булгаковская фраза в буквальном смысле воплотилась в альбоме «Агаты Кристи», который язык не поворачивается назвать ни новым, ни последним.
Полтора года группа существовала в состоянии полураспада, когда вроде как уже все, но окончательного приговора пациенту никто вынести не решается. При этом Глеб Самойлов несколько месяцев колесит с новым проектом Глеб Самойлоff & The Matrixx, в котором явно чувствует себя более органично, нежели в «Агате».
«Агата Кристи» - это группа невыполненных обещаний. Диск «Триллер. Часть 2» обернулся всего лишь одной песней – «Веселый мир». Обещанные гастроли 2010 так и не состоялись. Старые песни в новом саунде также не увидели свет. Максимум, на что хватило группу, – это на внеплановый прощальный концерт на фестивале «Нашествие» и на релиз многострадального «Эпилога».
На вопрос, зачем нужно было обставлять проводы группы столь пышно, Глеб Самойлов невозмутимо отвечает: «Хотелось уйти красиво и выпустить дембельский альбом». Действительно, словосочетание «дембельский альбом» могло бы стать лучшим подзаголовком «Эпилога». Хотя дизайн коробки больше напоминает могильную плиту. Но это как раз очевидно: «крестные отцы готического стиля» увереннее всего чувствуют себя в похоронной процессии…
О какой-то цельности «Эпилога» речь вести трудно. Здесь нет единого сквозного персонажа – хотя бы потому, что половина песен сочинял и исполнял Вадим Самойлов, а половину – его брат. Авторские треки строго чередуются. Такого «Агата» не позволяла себе давно. Все-таки раньше Глеб и Вадим занимались со-творчеством. Пока был жив клавишник Александр Козлов, противоречия разрешались путем обычного голосования. В период альбома «Триллер» братья заново учились находить компромиссы и брать только то, что их объединяет. Теперь Вадим поет о пустоте и небытии, а Глеб оставил весь свой нарочитый трэш в рамках проекта The Matrixx, а для «Эпилога» припас несколько абстрактно-философских вещей («А в небе все ходы записаны, а дома все дела закончены, а в небо все билеты проданы»).
«Эпилог» планировался как некое подведение итогов. В буклете педантично указаны имена всех музыкантов, когда-либо игравших в «Агате Кристи», а фотографии охватывают все основные периоды существования коллектива. Примерно та же разноголосица царит и в песнях. Песня «Разные люди» написана в стиле ранних помпезных мизантропических ораторий Вадима Самойлова (сравните ее, например, с той же «Пантерой»). А вот неприкаянный дископанк влюбленного маргинала «В такси», напротив, запросто мог бы войти в программу нового проекта Глеба Самойлова – но братья уже договорились не эксплуатировать по отдельности «агатовский» материал.
Нечто свое привнесли и новые участники «Агаты Кристи». Клавишник Константин Бекрев декорировал «Пароль» арт-роковыми проигрышами. Новобранец Роман Баранюк (харизматичный барабанщик Снейк сошел с дистанции на финишной черте по необъявленным причинам) прописал партии ударных. До этого, напомним, альбомы «Агаты Кристи» записывались преимущественно с компьютерной ритм-секцией.
Невыразимо грустно держать в руках диск «Эпилог». Еще грустнее его слушать. Песни, которые оказались не востребованы самими авторами. Альбом, посредством которого натянуто прощались. Крайне сильный материал, что называется, с пылу с жару. Свежий, актуальный… Но о нем неизбежно надо говорить исключительно в категориях «экс-» и «пост-».
PS. Единственное утешение – приложенный к альбому двухчасовой DVD с документальным фильмом Алексея Остудина. Здесь все вертится вокруг прощального концерта, состоявшегося в «Олимпийском» 17 ноября 2009-го. Интервьюер задает братьям неожиданные вопросы, вроде: «А вас когда-нибудь с кем-то ругали?» - и получает столь же неординарные ответы. Глеб Самойлов невозмутимо заключает, что никто никогда «Агату» особо не хвалил. Параллельно показывают Рому Зверя, Сергея Галанина, Машу Макарову, Сергея Бобунца и даже Аллу Пугачеву, которые с придыханием отзываются о группе. Фильм смотрится так же, как увлекательный триллер (не сочтите за издевательский каламбур). Некогда Вадим Самойлов сетовал, что об «Агате» вряд ли напишут достойную книгу, поскольку журналисты всегда коверкают его прямую речь. Похоже, то, что не удалось писателям, с успехом воплотили киношники.