Блюз рок появился в середине ХХ века как новаторское авангардное музыкальное направление, сочетающее в себе уже популярные на тот момент печальный блюз и ритмичный рок-н-ролл. Один из музыкальных критиков охарактеризовал этот жанр как исполнение афроамериканских мотивов белыми музыкантами.
История развития и особенности блюз-рока
Блюзовые композиции появились на «большой сцене» в начале прошлого века и рассматривались музыкальными критиками как элемент этнической культуры «черного» американского общества. Ведущая роль в звучании принадлежала гитаре, саксофону и фортепиано. Меланхоличные композиции легли в основу многих, зародившихся жанров ХХ столетия, таких как «Джаз» и «Поп» направления.
Рок-н-ролльные мотивы берут свое начало в удачной комбинации более ритмичного афроамериканского и «белого» кантри и смешения блюзовых и джазовых мелодий. Этому направлению присущи были ритмичность, задор и темп танцевального характера. Играли подобную музыку, используя новый инструмент — электрогитару, и привычные саксофон, варианты фортепиано, ударные и контрабас.
Модернизация музыкальных инструментов, желание получить новое звучание, задор молодых исполнителей позволили удачно соединить лучшие элементы разных привычных жанров и создать авангардный и революционный для того времени жанр музыки, который получил название блюз рок. Первые мелодии подобного рода прозвучали в Великобритании и США, но инструментальные композиции были достаточно сложными для массового восприятия и приближались к джазу. И только к концу 60-х, используя усилитель для эффекта утяжеления «овердрайв», усложненную ударную установку и разные виды гитары (электро- и бас-гитару) музыканты получили звучание, которое было подхвачено передовой молодежью того времени и стало суперпопулярным на долгие десятилетия.
Более современный блюз рок, кроме традиционных инструментов, немыслим без синтезатора, акустической гитары, для придания особого колорита зачастую используется орган.
Популярные исполнители блюз-рока: пионеры жанра и их последователи
Первыми экспериментаторами и основоположниками композиций, которые отнесли к новому жанру, считаются английские музыканты. Алексис Корнер, играющий традиционный ритм-энд-блюз, внес новые композиционные элементы в привычные комбинации и в исполнении его группы «Blues Incorporated» впервые прозвучали ритмы блюз-рока.
В качестве основоположников гибридного жанра называют и Джона Майала, Пола Баттерфилда и Джонни Винтера, соединивших различные ритмы.
Билл Вайман, участник всемирно известной группы «The Rollins Stones», считает, что настоящий чистый блюз-рок прозвучал в 1964 году и был неизменно популярен до начала 70-х. Далее блюз рок исполнители видоизменяли и дополняли классическое звучание, жанр альтернативной музыки приобретал новые элементы.
Известнейшими исполнителями жанра навсегда останутся легендарные:
- «Led Zeppelin», великие экспериментаторы музыкального мира создали удачные произведения в жанрах хеви-метал, фолк-, хард- и блюз-рок. Просуществовавший долгие десятилетия коллектив, по-прежнему остается популярен на пяти континентах, огромнейшие тиражи альбомов различных лет выпускаются в разных странах;
- «AC/DC», австралийская группа, пик популярности которой пришелся на 70-е годы, также называется в числе первых именитых исполнителей блюз-рока;
- блюз рок исполнители из «The Rolling Stones», назвавшие себя «вольными бродягами» в переплетениях музыкальных жанров, пропагандировавшие «бунтарство» и альтернативные варианты музыки, в том числе и композиции в данном стиле.
Известными отечественными исполнителями блюз-рока считаются Группы «Аквариум», «Зоопарк», «Калинов Мост».
Сегодня гибридный альтернативный жанр музыки считается скорее классикой, и современные исполнители ищут новые решения и снова экспериментируют со звучанием.